«Шесть дней творила нас любовь»

Известная белгородская художница Ольга Попова отметила свой юбилей. К нему была подготовлена и открыта выставка «Бесконечное погружение III» в Белгородском художественном музее, о которой мы писали в предыдущем номере и на которой представлены работы в техниках акварели, графики и литографии, а также самые известные работы автора - гобелены. Но творчество художницы и её внутренний мир столь всеобъемлющи, что стали темой нашего разговора с ней, состоявшегося уже после открытия выставки.

— Ольга Александровна, какой гобе­лен для вас самый любимый?

— К сожалению, его на выставке нет, но могу показать, как он выглядит (показывает фото. — Авт.). Мне как художнику очень интересно иногда выполнять поставлен­ную задачу, потому что одно дело, когда ты сам себе свои мысли воплощаешь, а другое дело — какой-то запрос от челове­ка, его видение. Мои предыдущие рабо­ты увидели люди на сайте, нашли меня и попросили сделать. Это было в Санкт- Петербурге, в частном интерьере, а окна этих апартаментов выходят на Финский залив. И знаете, пазлик совпал во многом тогда. А. Пушкин и его «Медный всадник» меня вдохновили на эту работу. Там ведь такая роза ветров стоит на заливе…

— А что это за строки на этом го­белене?

— Это тайна… Композиция гобелена вдохновлена поэтическими строками Яна Крашека — «Ливень в декабре», Это строчки из моего любимого стихотворения, я знаю его наизусть (читает. — Авт.):

«Шесть дней творила нас любовь

В извивах ливня и метели,

В свеченьи огненных столбов

У небом избранной постели.

И в хаосе земных частиц

Мы обретали плоть и душу

С желаньем перелётных птиц

Вернуться на родную сушу.

И влагу источала твердь,

Чтобы, исчезнув, вновь подняться…

А в день седьмой Лукавый Зверь

Учил нас словом изъясняться».

— Вам удалось живописными сред­ствами передать интонацию стихотворения, выделяя некоторые строки и колористически, и графически, тем самым ставя смысловые акценты.

— Эта работа была даже у Владыки Ио­анна в митрополии. Когда я ему прочла это стихотворение, он сразу сказал: «Это же об Адаме и Еве!». На самом деле много чего о них… О рождении любви как планеты. И искуситель-зверь, конечно. Эскиз к этой работе делала тоже достаточно долго, а когда приступила уже к самому ткачеству, то восемь-девять месяцев заняло творение. Любая работа должна вызреть.

Сам гобелен технически не просто вы­полнен, здесь есть часть будто печатно­го текста, часть рукописного, переходы из цветов, как вы уже заметили. Ко мне в Питере подошёл мой хороший знакомый — профессор — и спросил, можно ли будет ему своим студентам показывать мой го­белен как пример работ со шрифтом? Ко­нечно, можно. Всё равно до конца никто ничего не разгадает.

— А ещё один гобелен висит в Белго­родском государственном университете, если я не ошибаюсь? Знаю, что с ним тоже была интересная история связана. Что на нём изображено?

— На гобелене изображены основное здание БелГУ, фрагмент исторического здания, в котором находится теологический факультет, а также архивная карта уездного Белгорода 1785 года — тот уча­сток, где сейчас находится университет­ский комплекс БелГУ. В центре композиции — тексты из удивительного памятника русской педагогики и книгопечатного ис­кусства 17-го века — «Букваря» Кариона Истомина.

Это была сложная и интересная зада­ча, я такие люблю. Я начала думать: ну, университет, ну, первая ассоциация — Ло­моносов. Начала углубляться в эту тему, смотреть, читать и в процессе поиска узнаю о букваре Кариона Истомина. Он фактически наш земляк, курянин, но на тот период это была единая губерния. Он сюда приехал, был иеромонахом Чудова монастыря и занимался просвещением. И я рассказала на заседании совета о нём, предложила такой вариант. И они утвердили его. Это всё о том, что вначале было слово. И все мы знаем, какое это слово.

— А откуда появился образ молодо­го человека на этом гобелене?

— Когда принимали эскиз, единогласно все увидели образ Архангела Гавриила, покровителя университета. Даже он сел учиться. И на этой версии мы останови­лись. Он несёт благую весть и, возможно, он её и транслирует, когда пишет на гобелене…

— Ольга Александровна, я знаю ещё об одной грани вашей деятельности. Расскажите, как вы решили плести маскировочные сети для фронта? Что вас подвигло на это?

— Когда началась СВО, я тоже, как и все, задумалась, как и чем я могу помочь? И эта идея во мне жила, тлела, если мож­но так сказать. И знаете, когда точка для плетения была открыта в любимой фи­лармонии, то всё совпало. И моя любовь к искусству, умение работать руками, и же­лание помочь нашим ребятам. Да, я не так долго пробыла там с волонтёрами. У меня много работы было помимо этого, сложно было совмещать. Но я влилась, у нас был прекрасный коллектив, мы общаемся до сих пор.

— И после этого появилась серия ваших работ о девушках-волонтёрах?

— Да, это серия портретов «Наследники Арахны», два из которых «Елена. По­зывной Атаман» и «Наташа. Позывной Зефирка» представлены в юбилейной экспозиции. Они такие смелые, самоотверженные.

Знаете, без таких людей было бы слож­но и тогда, и сейчас, они могут дать то, что в настоящий момент является самым нужным. Они очень вдохновляют, хочется делать что-то по-настоящему полезное, важное.

Ксения МЕДВЕДЕВА
ФОТО БОРИСА ЕЧИНА И ИЗ СВОБОДНЫХ ИСТОЧНИКОВ

СПРАВКА НБ

Ольга Попова родилась в Москве. Позже с семьёй переехала в Белгород, где окончила школу.
В 1983 году окончила Московский технологический институт, художественный факультет (отделение художественного текстиля), после чего вернулась в Белгород.
Работает в техниках гобелена, акварели, пастели, офорта, литографии, в области монументального текстиля (театральные занавесы), книжной иллюстрации.
Произведения украшают интерьеры общественных зданий города Белгорода и области, а также хранятся в БГХМ и частных собраниях городов России, Украины, Белоруссии, Эстонии, Бельгии, Великобритании, Германии, Голландии, Польши, Франции, Чехии.
C 1993 года — член Союза художников России.
С 1998 по 2008 годы — председатель правления БРО ВТОО «СХР».
Ольгой Поповой созданы занавесы для основной сцены Белгородского государственного академического драматического театра имени М.С. Щепкина и Белгородского государственного театра кукол.
Награждена благодарностью Министра культуры РФ, знаком Союза художников России «Духовность. Традиции. Мастерство», золотой медалью и дипломом имени В.И. Сурикова, дипломами ВТОО СХР, медалью Союза художников Беларуси «За развитие белорусского изобразительного искусства».

Exit mobile version