С позывным «Эверест»

Самый известный белгородский альпинист ушёл на СВО. Узнав об этом, не удалось скрыть изумление. Да, наше время открывает в людях весьма неожиданные человеческие качества. Но эта история, пожалуй, может дать фору многим.

Сергей Шевченко — человек в Белго­роде и области (да и за их пределами) известный. Даже более чем известный — не побоюсь этого слова, легендарный! За 48 лет занятий альпинизмом он под­нялся практически на все величайшие вершины мира, включая высочайшую на планете — Эверест. Водружал на них флаги города и области. Побывал в 42 странах мира, причём не туристом, а именно с целью покорения следующего, ещё более неприступного пика. А из­вестные слова Владимира Высоцкого «лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал» можно считать жизненным девизом нашего земляка.

Сейчас Сергею Николаевичу 68 лет. Когда-то мы с ним учились в одной школе, он на несколько классов стар­ше, жили в соседних домах. Всегда с интересом читал о его альпинистских успехах, и сам писал о его увлечении го­рами, которое уже тогда выглядело не­обычно и захватывающе. Но в послед­нее время о Сергее и его восхождениях слышно было поменьше. Казалось бы, всё понятно — председателю Федерации альпинизма и скалолазания Белгород­ской области сам бог велел переходить на «тренерскую работу». Но как же все, кто так думал, ошибались!

 

СПРАВКА «НБ»:
Сергей Шевченко окончил Белгородский технологический институт строительных материалов. Альпинизмом начал заниматься с 20 лет. Совершил около 70 восхождений, в том числе семь восхождений высшей категории сложности. Среди них восхождение на высочайшую вершину североамериканского континента — пик Мак-Кинли (6194 м) на Аляске, на вторую по высоте вершину Памира — пик Ленина (7134 м), на шестую по высоте вершину мира — гималайский пик Чо-Ойю (8201 м). В составе международной альпинистской экспедиции в 2013 году участвовал в восхождении на высочайшую вершину планеты — пик Эверест (8848 м). Побывал в 15 горных регионах мира — Гималаи, Тибет, Аляска, Альпы, Анды, Памир, Тянь- Шань, Камчатка, Алтай, Кавказ и др. На восхождениях всегда брал с собой и водружал на вершинах гор флаги России и Белгородской области. Является членом Международного альпинистского клуба «7 вершин», ведущей российской организации по проведению высотных восхождений на высочайшие вершины планеты. Сергей Шевченко неоднократно принимал участие в спасательных работах в горах с целью оказания помощи пострадавшим альпинистам, за что в 2009 году был награждён дипломом Олимпийского комитета России и Международного комитета Фэйр Плэй (Честная игра) «За благородство в спорте и жизни». Награждён медалями «За заслуги перед Землёй Белгородской» I и II степеней, медалью «За заслуги перед городом Белгородом» III степени.

 

Новость о том, что Сергей Шевчен­ко уже несколько месяцев находится в зоне проведения специальной военной операции, если говорить мягко, удиви­ла. А если говорить честнее — потрясла. И когда в рамках служебной команди­ровки Сергей Николаевич на один день приехал в Белгород, то возможность встретиться с ним и услышать о новом витке его судьбы из первых уст, показа­лась бесценной.

— Конечно, понимаю, что у многих возникает вопрос, как человек в возрас­те далеко за 60 не только захотел от­правиться на СВО, но и добился этого, — Сергей Николаевич не дожидается во­просов, а сам начинает разговор. — По­нимаете, у меня уже пять внуков, все мальчики — от почти года и до тринадца­ти лет. Хочется, чтобы они тоже горди­лись мной, как мы с братом гордились своими дедами, прошедшими войну. А ещё, когда я был за границей, меня не раз спрашивали, какая страна для меня самая лучшая. И каждый раз я отвечал, что это Россия — самая великая, огром­ная и разнообразная, с такой историей, которой нет ни у кого. Понимаю, что у каждого разумного человека могут быть разные вопросы, к примеру, к властям, но сейчас такое время, когда необходи­мо стать на защиту Родины.

Практически с начала СВО Сергей Шевченко с товарищами начал зани­маться волонтёрской деятельностью. Они организовали движение «Бобры», которое специализировалось на заго­товке брёвен для блиндажей. Сначала «бобров» было 20-30 человек, а за пол­тора года число участников достигло почти двух тысяч человек. Каждый день заготавливалось несколько машин брё­вен. Но в какой-то момент Сергею по­казалось, что этого мало, что он может сделать для своей страны больше.

— Два раза я ходил в наш военкомат, и оба раза мне отказывали по причине воз­раста. Даже удивлялись, что я прошусь. А мне было несколько обидно — вроде в хорошей физической форме, — рассказы­вает он.

Кстати, на стандартный вопрос, как отреагировали домашние на его реше­ние, Сергей Шевченко отвечает, что сначала просто не верили, что он смо­жет добиться своего и заключить кон­тракт. Потом, конечно, были и слёзы, и расстройство, и опасение за него, не проходящее вполне и сегодня. Хотя знали: если он принял решение, то от него не отступит. Семья дочери Сергея Николаевича живёт в Санкт-Петербурге. После начала СВО предлагали пере­ехать к ним, там безопаснее. Но Сергей с женой никогда не собирались уезжать из своего города. История, впрочем, для белгородцев типичная в отличие от остального, что случилось с Шевченко.

Но мы немного отвлеклись от основ­ного повествования. Всё-таки Сергей Шевченко добился того, чтобы подпи­сать полугодовой контракт, и поступил на службу в десантно-штурмовой кор­пус, состоящий из двух десятков отря­дов и базирующийся в Луганской Народ­ной Республике. Он — командир взвода.

— Интересно то, что сорок пять лет на­зад я проходил службу в Советской ар­мии. Был там заместителем командира взвода. И вот, когда получил здесь на­значение, смеялся: ничего себе карьеру сделал — за сорок пять лет от замком­взвода до командира дослужился, — рас­сказывает он.

Взвод, которым командует Сергей Николаевич, входит в состав отряда «Оскол». В нём немало белгородцев, около 140 человек. В основном из раз­личных районов области, но есть и го­рожане. Сергей встретил сослуживца с позывным «Дантес», который живёт в Белгороде на соседней с ним улице. У него самого позывной — «Эверест». Объ­яснять, кажется, не надо, но Шевченко пытается сделать это даже с долей иро­нии:

— В той, прежней жизни много альпи­низма было.

Наверняка именно альпинизм (а на счету его более 70 восхождений) по­зволил Сергею Николаевичу в его 68 лет сдать все физические нормативы, а опыт нахождения в коллективе, зача­стую в экстремальных условиях, спра­виться и с различными другими теста­ми. Но это, что называется, лирическое отступление. Кстати, в одной из газет, уже в ЛНР наш земляк прочитал об ар­тиллеристе с позывным «Морзе». Так вот, уроженцу Луганска, который также сражается в зоне боевых действий, 72 года.

О том же, как относятся к его почтен­ному по боевым меркам возрасту там, за ленточкой, Сергей Николаевич гово­рит, что сначала с удивлением, а потом к этому удивлению примешивается и уважение. Так что, добавим от себя, это лишний раз доказывает, что возраст — действительно понятие относительное.

О собственно службе Шевченко рас­сказывает достаточно скупо. Удалось узнать, что его подразделение зани­мается так называемой технической разведкой. В основном в задачу его и сослуживцев входит эвакуация с поля боя и последующий ремонт военной техники. Есть и раненые, и погибшие. Много неприятностей доставляют дро­ны, которых там, в районе боевых дей­ствий, очень много. Зачастую летают они целыми роями и достаточно далеко от линии боевого соприкосновения, так что постоянно приходится держать «ухо востро».

Зато с куда большим воодушевлени­ем рассказывает Сергей Николаевич о том, как поддерживают фронт люди, на­ходящиеся в тылу:

— Очень много приходит посылок. Только последние — из Сахалинской области, Тамбовской, нашей Белго­родской. Шлют самые разные вещи, которые нужны солдатам. Дети пишут письма, где желают победы. Без слёз читать их порой просто невозможно.

И вот в этом соединении усилий фронта и тыла видит наш герой залог будущей победы. Она, по его словам, не вызывает сомнений:

— Как победили в сорок пятом, так по­бедим и сейчас. Уверен, что СВО закон­чится нашей победой и наступит долго­жданный мир.

Контракт у Сергея Николаевича за­канчивается в сентябре. Он пообещал, что тогда мы встретимся снова и, может быть, поговорим более подробно. Зна­ем, что он слов на ветер бросать не при­вык, так что ждём новой встречи. А ещё пожелаем ему и его сослуживцам, что­бы целыми и невредимыми они дошли до скорейшей Победы. Верим, что так и будет!

 

Андрей ЮДИН
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА СЕРГЕЯ ШЕВЧЕНКО

Exit mobile version