Открывая фонды

В музее народной культуры заработала выставка «Открывая фонды музея. Тайны рушника». Её открытие было приурочено к 25-летию учреждения и 70-летию образования Белгородской области.

Открытие выставки и празднование юбилея прошло в торжественной обста­новке.

— Это единственный в Центральном фе­деральном округе профильный этнографи­ческий музей. Его собрание насчитывает свыше 25 000 единиц хранения, а само здание является экспонатом под открытым небом, ведь музей располагается в объ­екте культурного наследия регионального значения — бывшем кинотеатре «Орион», — отметил министр культуры Белгородской области Константин Курганский.

Выставка из фондов музея, открываю­щая тайны рушника, или особым образом расшитого полотенца, оказалась поистине уникальной. Чтобы собрать коллекцию из более чем 200 предметов, сотрудники на­учного отдела музея посетили едва ли не все сёла нашего региона и даже некоторые в Курской и Воронежской областях. На это ушло около семи лет. Какие-то экземпляры были переданы музею в дар, что-то выку­пали, чтобы культурное наследие не толь­ко осталось в памяти, но и могло радовать гостей музея.

Рушник — это особенный, наполненный глубинными смыслами предмет, который был в каждой крестьянской семье, и не один, а несколько десятков. Они сопрово­ждали человека на протяжении всей жизни — от рождения до смерти. У девушки всегда был сундук с приданым, до краёв напол­ненный такими полотенцами. Одних только свадебных могло быть больше пятидесяти. Каждый отличался от другого не только по содержанию, но и по способу вышивки, ка­честву полотна, фактуре нитки.

Свадебные рушники имели особое зна­чение, и у каждого было своё назначение: для сватовства, венчальный для храма, с которым встречают гостей, для дружки и дружка на свадьбе, некоторые являлись частью костюма, даже свадебная повозка была украшена рушником с пожеланиями.

В каждом районе — своя вышивка, со­стоящая из универсальных символических элементов и техник: крест, двойной крест, гладь, они, будто мазки художника по по­лотну, складываются в единую картину и рассказывают собственную историю.

Особую часть коллекции занимают кро­левецкие рушники, их на выставке пред­ставлено двадцать четыре штуки. Когда их только начали собирать, никто не знал, что Кролевец — это название города на се­веро-западе Сумской области. Имя ему дал Сигизмунд Третий, король польский и ве­ликий князь литовский, когда захватил эти земли. Город находился на пересечении двух торговых путей в Московию, изделия охотно покупали, и таким образом они оста­лись и на наших территориях. Известные мастера делали кружево на этих рушниках.

С каждым экспонатом связана своя история. Одна из них особенно символична для нашего времени.

— Этот рушник женщина получила в дар от своей бабушки Прасковьи Тимошенко, скорее всего, он был изготовлен к её свадь­бе, на которую указывает вышитая дата. Какое-то время он хранился в семье, затем две её внучки, одна из Белгорода, вторая из Харькова, решили поделить эту память между собой, разорвав его пополам. Так он оказался в двух городах. Два года на­зад сестра с той стороны умерла, а другая передала свою часть реликвии нашему му­зейному фонду. И по сей день одна часть рушника находится в Харькове, другая — в Белгороде, и они никак не могут воссоеди­ниться, — рассказала сотрудник музея и экс­курсовод Елена Шокова.

Гостям вернисажа представилась воз­можность принять участие в мастер-клас­се по вышивке на рушнике, увидеть, как в старину происходило окрашивание ткани при помощи деревянных дощечек с релье­фом, называемое «набойкой», а также по­наблюдать за утюжкой изделия с помощью рубеля и скалки, оценив непростой труд крестьянки.

В народной культуре рушник олицетво­ряет жизненную дорогу, что весьма симво­лично перекликается с юбилейной датой музея, символизирует его путь длинной в 25 лет. Выставка представляет одну из са­мых многочисленных фондовых коллекций «Ткачество и рукоделие» и будет доступна посетителям до 14 июля, в том числе по Пушкинской карте.

 

Ксения МЕДВЕДЕВА
ФОТО БОРИСА ЕЧИНА

Exit mobile version