Открытие выставки и празднование юбилея прошло в торжественной обстановке.
— Это единственный в Центральном федеральном округе профильный этнографический музей. Его собрание насчитывает свыше 25 000 единиц хранения, а само здание является экспонатом под открытым небом, ведь музей располагается в объекте культурного наследия регионального значения — бывшем кинотеатре «Орион», — отметил министр культуры Белгородской области Константин Курганский.
Выставка из фондов музея, открывающая тайны рушника, или особым образом расшитого полотенца, оказалась поистине уникальной. Чтобы собрать коллекцию из более чем 200 предметов, сотрудники научного отдела музея посетили едва ли не все сёла нашего региона и даже некоторые в Курской и Воронежской областях. На это ушло около семи лет. Какие-то экземпляры были переданы музею в дар, что-то выкупали, чтобы культурное наследие не только осталось в памяти, но и могло радовать гостей музея.
Рушник — это особенный, наполненный глубинными смыслами предмет, который был в каждой крестьянской семье, и не один, а несколько десятков. Они сопровождали человека на протяжении всей жизни — от рождения до смерти. У девушки всегда был сундук с приданым, до краёв наполненный такими полотенцами. Одних только свадебных могло быть больше пятидесяти. Каждый отличался от другого не только по содержанию, но и по способу вышивки, качеству полотна, фактуре нитки.
Свадебные рушники имели особое значение, и у каждого было своё назначение: для сватовства, венчальный для храма, с которым встречают гостей, для дружки и дружка на свадьбе, некоторые являлись частью костюма, даже свадебная повозка была украшена рушником с пожеланиями.
В каждом районе — своя вышивка, состоящая из универсальных символических элементов и техник: крест, двойной крест, гладь, они, будто мазки художника по полотну, складываются в единую картину и рассказывают собственную историю.
Особую часть коллекции занимают кролевецкие рушники, их на выставке представлено двадцать четыре штуки. Когда их только начали собирать, никто не знал, что Кролевец — это название города на северо-западе Сумской области. Имя ему дал Сигизмунд Третий, король польский и великий князь литовский, когда захватил эти земли. Город находился на пересечении двух торговых путей в Московию, изделия охотно покупали, и таким образом они остались и на наших территориях. Известные мастера делали кружево на этих рушниках.
С каждым экспонатом связана своя история. Одна из них особенно символична для нашего времени.
— Этот рушник женщина получила в дар от своей бабушки Прасковьи Тимошенко, скорее всего, он был изготовлен к её свадьбе, на которую указывает вышитая дата. Какое-то время он хранился в семье, затем две её внучки, одна из Белгорода, вторая из Харькова, решили поделить эту память между собой, разорвав его пополам. Так он оказался в двух городах. Два года назад сестра с той стороны умерла, а другая передала свою часть реликвии нашему музейному фонду. И по сей день одна часть рушника находится в Харькове, другая — в Белгороде, и они никак не могут воссоединиться, — рассказала сотрудник музея и экскурсовод Елена Шокова.
Гостям вернисажа представилась возможность принять участие в мастер-классе по вышивке на рушнике, увидеть, как в старину происходило окрашивание ткани при помощи деревянных дощечек с рельефом, называемое «набойкой», а также понаблюдать за утюжкой изделия с помощью рубеля и скалки, оценив непростой труд крестьянки.
В народной культуре рушник олицетворяет жизненную дорогу, что весьма символично перекликается с юбилейной датой музея, символизирует его путь длинной в 25 лет. Выставка представляет одну из самых многочисленных фондовых коллекций «Ткачество и рукоделие» и будет доступна посетителям до 14 июля, в том числе по Пушкинской карте.
Ксения МЕДВЕДЕВА
ФОТО БОРИСА ЕЧИНА