Архитектура дикой природы

Не только люди, но и многочисленные животные являются искусными строителями. Они прокладывают дороги, раскидывают ловчие сети, сооружают временные и постоянные укрытия для себя и своего потомства. Почти в каждой группе царства животных можно встретить замечательных архитекторов.

В Белгородском государственном историко-краевед­ческом музее открылась выставка «Кто в домике жи­вёт?», посвящённая сооружениям животного мира и их обитателям. Многочисленные гнёзда птиц и насекомых, раковины моллюсков, макеты нор, а также чучела живот­ных рассказывают об архитектуре дикой природы.

В основе выставки — зоологическая коллекция Бел­городского государственного историко-краеведческого музея.

Украшением выставки является раздел, посвящён­ный моллюскам. Здесь показаны обитатели тропических морей (мурекс, каури, стромбус, кассис, турбинелла, ципрея, тридакна), пресных водоёмов (прудовик обык­новенный, беззубка) и суши (улитка дубравная, катушка обыкновенная). Всего музейная коллекция насчитывает 41 вид раковин моллюсков.

Среди обитателей водоёмов есть интересные насеко­мые, создающие миниатюрную архитектуру — ручейники. Их личиночные формы используют любые материалы, которые имеются в наличии, от песка до ракушек, пало­чек и мусора, чтобы построить себе мобильную оболоч­ку, которая их защищает и обеспечивает естественный камуфляж.

Большинство животных возводит сооружения инстин­ктивно. Они с рождения знают, как обращаться со стро­ительным материалом. При этом результаты их работы порою просто поражают.

На выставке привлекает внимание большое гнездо бумажных ос, поступившее в фонды музея в 2016 году. Его обнаружили под потолком в гараже. На тот момент гнездо было уже нежилым. Бумажные осы – обществен­ные насекомые. Они живут семьями, насчитывающими иногда до нескольких тысяч особей. По размеру гнезда можно судить о численном составе семьи. Когда весной пригревает солнышко, перезимовавшая матка в одиноч­ку приступает к созданию нового гнезда. Строится оно из пережёванной коры гнилых деревьев и поэтому имеет серый цвет. Продолжают её дело женские рабочие осо­би, появившиеся из первых яиц и достигшие зрелости. Заканчивается стройка осенью. В начале зимы осы по­кидают свои гнёзда и в дальнейшем начинают строить новые.

Строительный материал шмелей и медоносных пчёл — воск. Насекомые выделяют его с помощью специальных желёз на брюшке, затем лапками счищают с брюшка то­ненькие восковые полоски, кладут их в рот, разминают челюстями и лепят из податливого материала свои соты.

Большими семьями живут и муравьи. Они роют под­земные ходы с системой горизонтальных тоннелей и ка­мер. Глубина гнёзд у мелких муравьёв — около 40 см, у рыжих лесных муравьёв — от 1 до 1,5 м. Важная часть муравейника — земляной холмик, который тоже пронизан ходами. Он хорошо прогревается солнечным теплом. Макет муравейника в разрезе представлен в экспозиции Белгородского государственного историко-краеведче­ского музея. Всего в фондах музея хранится более 20 гнёзд насекомых.

Любой житель города видел воробьёв, голубей, га­лок, крякв, а вот их гнезда замечает далеко не каждый. Потому что так и задумано. Свои гнёзда пернатые стро­ят в укромных местах, подальше от любопытных глаз.

Гнёзда птиц отличаются большим разнообразием. Каждый вид строит гнезда в определённых местах и со­бирает для этого материал определённого типа. Птицы используют дупла и сделанные людьми скворечники, сооружают жилища на ветках деревьев и кустарников, в зарослях травы и прямо на земле. Простые, но очень большие гнезда из веток у аистов, орлов и орланов. Многие птицы строят гнёзда в виде чаши: коноплянки, серые мухоловки, зяблики. Некоторые птицы (дрозды, сороки) цементируют их внутренности землёй или гли­ной. Воробьиные часто делают в жилищах боковой вход. Так, гнездо крапивника – это шар, сплетённый из вето­чек, травы или мха, с входным боковым отверстием, а домик ремеза — сложная и оригинальная постройка из растительного волокна и пуха, напоминающая висящую варежку. Многие пернатые очень привязаны к местам своего гнездования, из года в год большинство стремит­ся вернуться на тот же участок.

Фондовая коллекция Белгородского историко-крае­ведческого музея насчитывает свыше 60 гнёзд птиц и регулярно пополняется. Среди них гнёзда славки садо­вой и славки серой, щегла, синицы-ремеза, дрозда пев­чего, иволги, полевого жаворонка и многих других птиц Белгородской области.

На выставке «Кто в домике живёт?» можно найти ма­кет гнезда щурки золотистой, выполненный в натураль­ную величину. Самец и самка этой птицы выкапывают нору в течение двух недель. Роют клювом, а лапками выбрасывают землю. Длина пещер достигает в среднем 1-1,5 метра, а иногда даже больше 2 метров.

Среди млекопитающих искусных строителей немно­го. Хищные звери обычно устраивают логова лишь на время рождения детёнышей и на период их воспитания. Только в редких случаях они «прописываются» постоян­но, как, например, барсук и рыжая лисица.

Барсучья нора — капитальное сооружение с несколь­кими этажами и множеством входов и выходов. Цен­тральная комната выстлана сухой травой, которая регу­лярно заменяется. Нора содержится в исключительном порядке. В ней барсуки практически безвылазно прово­дят всю зиму, а летом оставляют её только ночью.

Большинство грызунов — суслики, сурки, хомяки — се­лятся в норах. Обычно это вырытый в земле коридор с гнездовой камерой, несколькими тупиками и запасными выходами.

Из всех грызунов, или даже вернее, из всех млеко­питающих, пожалуй, самые грандиозные сооружения устраивают бобры. Живут они в норах с подводным входом, вырытых в береге реки, или в хатках. Хатка — это на первый взгляд куча беспорядочно нагромождён­ных ветвей различной толщины. Однако внутри имеет­ся просторное помещение, расположенное выше уров­ня воды, с двумя подводными входами — снизу и сбоку. Иногда хатки достигают солидных размеров. Летом, а иногда и зимой, многие реки мелеют, и тогда входы в жилище оказываются над поверхностью воды. Тогда бобры начинают строительство плотины. На выставке можно увидеть макет плотины бобра.

Многие постройки животных восхищают людей сво­ей оригинальностью и неожиданными техническими решениями. В своей строительной и конструкторской практике человек почерпнул и реализовал много идей строителей из мира животных. Выставка «Кто в домике живёт?» на основе фондовых коллекций музея позво­ляет получить представление об этом удивительном мире.

 

Светлана НАЗАРЕНКО,
заведующая отделом природы БГИКМ

Exit mobile version