Вахтовый метод Вируса

27 апреля в России отмечается День вахтовика. Что мы знаем об этой работе? В основном на ум приходят стереотипы: суровый бородатый мужчина, работа на Севере, высокие зарплаты и редкие визиты домой. Чтобы узнать, какова на самом деле жизнь вахтовым методом, мы поговорили с белгородцем, многие годы испытывающем на себе все её прелести и тяготы. Он представился загадочным именем Вирус.

Прежде всего отметим, что работа вахтами подразумевает труд в отдале­нии от места проживания работников и отсутствие возможности доставлять их домой ежедневно. Поэтому для них организуют временное проживание в непосредственной близости от места работы. Чаше всего такая трудовая де­ятельность связана с добычей нефти и газа, лесозаготовками, рыбным про­мыслом и разработкой драгоценных ме­таллов, а работодатели не любят, когда труженики рассказывают о специфике своей работы.

— Я житель города в Белгородской об­ласти, но уже около 20 лет тружусь по вахте. Извините, не могу назвать своего имени и фамилии, а также организацию, сотрудником которой являюсь. Таковы правила, которые я обязан выполнять. Поэтому поведаю о моей работе в пре­дыдущей организации, где я трудился несколько лет назад, — говорит наш ге­рой.

Вахтовый метод появился в жизни Вируса в 2004 году в возрасте 30 лет. К этому моменту у него за плечами уже был техникум, но молодой человек ре­шил поступить и в вуз. Как объясняет герой, непростой путь вахт он выбрал из желания заработать, обеспечить себя и семью, купить жильё и машину.

Было немало поисков среди серьёз­ных вакансий. В итоге наш собеседник попал в сервисную компанию по обслу­живанию и ремонту насосно-компрес­сорных труб, которые задействованы в выкачке нефти из скважин. А потом деятельность белгородца была связа­на с обслуживанием и ремонтом прибо­ров, датчиков, систем автоматического управления, промышленных компьюте­ров и иного оборудования.

— Искал работу в Москве, а в итоге по­пал на Север. Такое бывает, ничего не попишешь, — улыбается мужчина.

Начиналось всё с малого: серьёз­ных денег на первых вахтах не платили, сказывалось отсутствие опыта и низкий разряд.

— Честно сказать, поначалу был жутко недоволен: насмешки со стороны прия­телей, поиски подработки на «отдыхаю­щей вахте» (то есть в период выходных дней дома. — Прим. авт.). Задержался на этом месте работы, во-первых, потому что до этого никогда не занимался ра­ботой с программируемыми логически­ми контроллерами и чувствовал к этому интерес, а во-вторых, с коллективом по­везло: было много грамотных и замеча­тельных людей из разных уголков нашей необъятной страны и других стран СНГ. Многие помогали, подсказывали, об­учали. Кроме того, был оплачиваемый учебный отпуск, а на тот момент не все организации его предоставляли, — пояс­няет Вирус.

Целеустремлённость и интерес к ра­боте были вознаграждены, подтвержде­нием тому стало повышение разряда и перевод на должность инженера. В тот же период наш герой и получил свою кличку — «Вирус».

— Моя первая отладка программного обеспечения была не совсем удачной. После загрузки ПО с системой случи­лось что-то совсем неадекватное. Все испугались, начали кричать: «Ты что, вирус запустил?». Но всё обошлось. От­ключил оборудование, проверил, нашёл ошибки и исправил их, — вспоминает ге­рой.

Режим работы Вируса тогда был 30 дней труда и 30 отдыха, в которые так­же включено время пути, оплачиваемое по соответствующему тарифу. В трудо­вые дни выходных нет. Рабочий день — с 08.00 до 20.00 и наоборот. Ночные сме­ны оплачивались дополнительно. В те­чение года предусмотрен оплачиваемый отпуск. Доставляли специалистов из Мо­сквы авиационным и железнодорожным транспортом.

— Распространено мнение, что вахто­вый метод — это работа в условиях Край­него Севера и Сибири. Да, по большей части это так. Но, помимо этого, вахтой трудятся в Москве и в других городах и областях нашей большой страны. Это необязательно покорение Севера и не всегда длинный рубль, — отмечает Ви­рус.

Будучи в должности инженера, муж­чина не стал кабинетным начальником. Как говорит он сам, всё осталось при­мерно так же, только прибавилось от­ветственности и зарплата подросла. Со временем пошли и «полярки» — надбавки за работу на Крайнем Севере.

По большей части наш герой трудил­ся под Нижневартовском, Ханты-Ман­сийском, Нефтеюганском, в Томской об­ласти, в Ямало-Ненецком автономном округе. Бытовые условия везде были разные, не всегда хватало хороших мест для проживания в общежитиях. Как по­ясняет рассказчик, представители орга­низации не стремились оплачивать луч­шие условия.

Труд был нелёгким: большая часть года — «зима», недолгое тепло неизмен­но сопровождается комарами и мошка­рой, да и само производство было вред­ным из-за остатков асфальтно-смольных отложений на трубах. Нередко по долгу службы на передвижных комплексах приходилось помогать механикам, элек­трикам, операторам — от этого зависела бесперебойность и надёжность работы комплекса, а как следствие и заработок.

Отношения с коллегами сложились хорошие. Хотя порой и бывали сканда­лы, но до драк никогда не доходило, за это грозило моментальное увольнение.

Позже дисциплина стала строже — прогулки и курение только в строго отве­дённых местах, сухой закон, ответствен­ный подход к порядкам проживания.

— Были отдельные личности, что упо­требляли, но такие надолго не задер­живались. Были и такие, что по пути с работы спускали много денег, попадая в разные истории. Такое в коллективе не приветствовалось, — вспоминает Вирус.

А потом компания стала экономить на сотрудниках, особенно на спецодежде и средствах индивидуальной защиты. В такой работе они крайне важны. Нача­лись и проблемы с выплатами. К этому моменту наш собеседник уже окончил вуз, поэтому вскоре нашёл другую рабо­ту — в более солидной и прогрессивной компании, которая предоставила ему хо­рошие возможности.

— Везде есть свои плюсы и минусы. В вахтовом методе работы тоже. Из плю­сов — хорошая зарплата, которая, конеч­но, зависит от конкретного предприятия, и график работы лично для меня тоже. В «отдыхающую вахту» можно съездить куда-нибудь с семьёй или просто на ры­балку, охоту, в санаторий, делать свои домашние дела, заниматься самораз­витием, образованием, спортом. При желании и возможности можно подрабо­тать, — говорит наш герой.

Главный минус — это воздействие на здоровье. От работы без выходных нака­пливается усталость. К этому прибавля­ется смена часовых поясов, адаптация к климату после переездов и перелётов, другие опасные и вредные факторы. Не всегда вахтовики находят понимание и в семье, многие разведены, а какие-то живут на две семьи. Бывают проблемы с детьми. Но много примеров, когда семья только крепнет — зависит от людей и от­ношения друг к другу.

И ещё несколько слов напоследок:

— За туманами и романтикой на вахту не ездят. Туда нас гонит желание зара­ботать. И те, кто остаются на этой рабо­те, — сильные люди! Прежде всего силь­ные духом. Не всякий может переносить такие трудности. Поэтому хорошо, что появился праздник, напоминающий о них и их непростом труде.

 

Мария ЛЕБЕДЕВА
ФОТО ИЗ АРХИВА ВАХТОВИКА

Exit mobile version