«Уверенность, творчество и свобода»

Редкий шорох шагов и шелест страниц, переливающаяся на свету пыль, бесконечные ряды книг и ощущение спокойствия и уюта - таким мы представляем себе библиотечный мир. А как обстоят дела на самом деле? О том, чем и как живёт библиотека, в канун профессионального праздника мы поговорили с ведущим библиографом отдела краеведческой литературы Белгородской государственной универсальной научной библиотеки Маргаритой Терёхиной.

«Уверенность, творчество и свобода»

— Маргарита Аркадьевна, как и по­чему вы выбрали именно эту профес­сию?

— Вернее будет сказать, что это профес­сия выбрала меня. Получив филологиче­ское образование, я подумывала о работе журналистом — писала тексты в газету, в глянцевый журнал, даже прошла стажи­ровку на телевидении. Но вскоре осозна­ла: это не моё. Знаете, профессия должна соответствовать характеру человека. Не нужно ломать собственную индивидуаль­ность. Пришла мысль попробовать себя в роли библиотекаря. В студенчестве все свои работы и диссертацию я посвящала творчеству Александра Пушкина. Не хо­телось с ним расставаться и дальше. С тех пор прошло десять лет, и «научка» стала мне вторым домом и по-настоящему моим местом.

— Ради чего стоит идти в библио­теку?

— Библиотека — это не только «здрав­ствуйте, дайте мне книгу домой почи­тать» и выставки за стеклом. У каждого отдела — своя специфика. Допустим, зал каталогов — основное место поиска, если вам нужна подборка списка литературы. В отделе литературы на иностранном язы­ке вы найдёте книги на языке оригинала и там же можете посетить курсы обучения нескольким языкам, включая китайский. Зал электронных ресурсов предназначен для работы за компьютером. В типогра­фии можно напечатать собственную кни­гу, в переплётной мастерской — восполь­зоваться услугами книжной реставрации. Для людей, ищущих себя в профессии, — добро пожаловать в отдел производ­ственной литературы. В библиотечном кинозале проходят сеансы редкого ин­теллектуального кино. Замечательные лекции о жизни знаменитых художников приходите послушать в отдел литературы по искусству. В литературной гостиной со­бираются местные поэты для творческих прений.

А ещё у нас недавно открылось новое молодёжное арт-пространство под назва­нием «Соты» с потрясающими локация­ми — приходите и сами ощутите его яркую, необычную атмосферу.

«Научка» — настоящий улей — в любые времена работа в ней кипит, традиционно или онлайн — неважно, это большой, жи­вой организм, сберегающий и создающий важнейший информационный продукт для читателей.

— В каком отделе вы работаете?

— Когда я пришла устраиваться, мне очень хотелось тишины и покоя, поэтому я выбрала книгохранилище. Работала с фондом редких изданий — уникальное место, которое стоит целого отдельного рассказа. Спустя пару лет решилась на перемены: перешла в отдел краеведче­ской литературы. Для меня это стало кру­тым и очень ценным поворотом. Спустя восемь лет я чувствую себя здесь счаст­ливым человеком и полностью уверена в своём выборе. Это исследование ар­хивных материалов и фондов, открытие новых исторических фактов, изучение и электронная обработка местной прессы (областной, городской и районной), рабо­та с научными краеведческими сборни­ками, участие в конференциях и круглых столах. Богатый книжный фонд даёт воз­можность работать с уникальными до­кументами и на их основе писать статьи, поэтому я продолжаю заниматься публи­цистикой.

А ещё это мероприятия, встречи, и ко­нечно, работа с читателями. Кроме того, я с удовольствием провожу экскурсии по Белгороду для гостей областного центра.

— Есть у вас любимые проекты?

— Как же без них! Например, ведение Летописей населённых пунктов и создание ежегодного Календаря знаменательных и памятных дат Белгородской области. Уже не первый год у нас в библиотеке проходят заседания краеведческого клуба «Бело­горье», в который входят все наши имени­тые краеведы и просто любители истории Белгородчины. Сейчас мы занимаемся разработкой и организацией масштабного Краеведческого диктанта.

— Насколько мне известно, в науч­ной библиотеке есть секретный от­дел особых изданий…

— Есть. Во-первых, нижнее книгохрани­лище. Оно занимает весь цокольный этаж, там находятся не только книги, но и под­шивки газет и журналов, выходивших ещё с 1954 года — года образования Белгород­ской области.

Второе секретное место — это верхнее книгохранилище, его пространство зани­мает весь четвёртый этаж библиотеки. Там спрятан фонд редких изданий, тот са­мый, о котором я рассказывала ранее. Эти помещения закрыты для читателя. Там кипит работа, в частности, по обработке и оцифровке книжных фолиантов. Большин­ство таких книг требует особого хранения, поэтому самые ценные издания помещены в коробки из специального безкислотного картона, предназначенного для консерва­ции документов. Все редкие издания со­браны в коллекции, например, крошечные книги-малютки или книги, вышедшие в пе­риод 1941 — 1945 годов. Когда я работала в этом фонде, моим любимым занятием было изучение коллекции книг XIX века на французском и немецком языках.

— Стереотипы о библиотекарях, насколько они верны?

— Есть такой образ: злая тётка в очках с гулькой на голове, одетая в старомодное несуразное одеяние, которая грозит вам пальцем и шипит: «Тише, это же библио­тека!». Или девочка — книжный червь, фа­натично читающая днями и ночами: то ли девочка, то ли привидение среди пыльных книжных стеллажей. Такие образы вполне живучи, они даже в современной литерату­ре присутствуют. Вот и один из наших по­стоянных читателей, приходя к нам, всегда разговаривает шёпотом, даже если кроме него и библиотекаря никого в читальном зале нет. Видимо, работает стереотип. Я ему всегда отвечаю тоже шёпотом — поче­му бы и нет? А вообще посмотрите на на­ших сотрудников, пообщайтесь с ними — у нас прекрасный коллектив. Шипеть на чи­тателя уж точно никто не будет.

— Что в труде библиотекаря самое сложное, а что самое лёгкое?

— Самое сложное — вставать утром на работу, а самое лёгкое — выключать рабо­чий компьютер вечером. Ну, а если серьёз­но, могу сказать, исходя из собственного опыта: если твой рабочий процесс опира­ется на трёх китов — уверенность, творче­ство и свобода, то любые трудности тебе нипочём.

Уверенность приходит с годами и назы­вается профессионализмом, творчество напоминает тебе о том, что твоя работа — не повторение, а реальная польза, наполнен­ная свежим дыханием. Меня всегда вдох­новляют слова Константина Станислав­ского: «Организуй самого себя. Научись трудное делать привычным, привычное — лёгким и лёгкое — прекрасным». Именно в библиотеке я взяла в руки его знаменитую книгу «Моя жизнь в искусстве». Настоящим библиотекарем меня сделала она.

 

Беседовала Мария ЛЕБЕДЕВА
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА МАРГАРИТЫ ТЕРЁХИНОЙ

Exit mobile version