— Маргарита Аркадьевна, как и почему вы выбрали именно эту профессию?
— Вернее будет сказать, что это профессия выбрала меня. Получив филологическое образование, я подумывала о работе журналистом — писала тексты в газету, в глянцевый журнал, даже прошла стажировку на телевидении. Но вскоре осознала: это не моё. Знаете, профессия должна соответствовать характеру человека. Не нужно ломать собственную индивидуальность. Пришла мысль попробовать себя в роли библиотекаря. В студенчестве все свои работы и диссертацию я посвящала творчеству Александра Пушкина. Не хотелось с ним расставаться и дальше. С тех пор прошло десять лет, и «научка» стала мне вторым домом и по-настоящему моим местом.
— Ради чего стоит идти в библиотеку?
— Библиотека — это не только «здравствуйте, дайте мне книгу домой почитать» и выставки за стеклом. У каждого отдела — своя специфика. Допустим, зал каталогов — основное место поиска, если вам нужна подборка списка литературы. В отделе литературы на иностранном языке вы найдёте книги на языке оригинала и там же можете посетить курсы обучения нескольким языкам, включая китайский. Зал электронных ресурсов предназначен для работы за компьютером. В типографии можно напечатать собственную книгу, в переплётной мастерской — воспользоваться услугами книжной реставрации. Для людей, ищущих себя в профессии, — добро пожаловать в отдел производственной литературы. В библиотечном кинозале проходят сеансы редкого интеллектуального кино. Замечательные лекции о жизни знаменитых художников приходите послушать в отдел литературы по искусству. В литературной гостиной собираются местные поэты для творческих прений.
А ещё у нас недавно открылось новое молодёжное арт-пространство под названием «Соты» с потрясающими локациями — приходите и сами ощутите его яркую, необычную атмосферу.
«Научка» — настоящий улей — в любые времена работа в ней кипит, традиционно или онлайн — неважно, это большой, живой организм, сберегающий и создающий важнейший информационный продукт для читателей.
— В каком отделе вы работаете?
— Когда я пришла устраиваться, мне очень хотелось тишины и покоя, поэтому я выбрала книгохранилище. Работала с фондом редких изданий — уникальное место, которое стоит целого отдельного рассказа. Спустя пару лет решилась на перемены: перешла в отдел краеведческой литературы. Для меня это стало крутым и очень ценным поворотом. Спустя восемь лет я чувствую себя здесь счастливым человеком и полностью уверена в своём выборе. Это исследование архивных материалов и фондов, открытие новых исторических фактов, изучение и электронная обработка местной прессы (областной, городской и районной), работа с научными краеведческими сборниками, участие в конференциях и круглых столах. Богатый книжный фонд даёт возможность работать с уникальными документами и на их основе писать статьи, поэтому я продолжаю заниматься публицистикой.
А ещё это мероприятия, встречи, и конечно, работа с читателями. Кроме того, я с удовольствием провожу экскурсии по Белгороду для гостей областного центра.
— Есть у вас любимые проекты?
— Как же без них! Например, ведение Летописей населённых пунктов и создание ежегодного Календаря знаменательных и памятных дат Белгородской области. Уже не первый год у нас в библиотеке проходят заседания краеведческого клуба «Белогорье», в который входят все наши именитые краеведы и просто любители истории Белгородчины. Сейчас мы занимаемся разработкой и организацией масштабного Краеведческого диктанта.
— Насколько мне известно, в научной библиотеке есть секретный отдел особых изданий…
— Есть. Во-первых, нижнее книгохранилище. Оно занимает весь цокольный этаж, там находятся не только книги, но и подшивки газет и журналов, выходивших ещё с 1954 года — года образования Белгородской области.
Второе секретное место — это верхнее книгохранилище, его пространство занимает весь четвёртый этаж библиотеки. Там спрятан фонд редких изданий, тот самый, о котором я рассказывала ранее. Эти помещения закрыты для читателя. Там кипит работа, в частности, по обработке и оцифровке книжных фолиантов. Большинство таких книг требует особого хранения, поэтому самые ценные издания помещены в коробки из специального безкислотного картона, предназначенного для консервации документов. Все редкие издания собраны в коллекции, например, крошечные книги-малютки или книги, вышедшие в период 1941 — 1945 годов. Когда я работала в этом фонде, моим любимым занятием было изучение коллекции книг XIX века на французском и немецком языках.
— Стереотипы о библиотекарях, насколько они верны?
— Есть такой образ: злая тётка в очках с гулькой на голове, одетая в старомодное несуразное одеяние, которая грозит вам пальцем и шипит: «Тише, это же библиотека!». Или девочка — книжный червь, фанатично читающая днями и ночами: то ли девочка, то ли привидение среди пыльных книжных стеллажей. Такие образы вполне живучи, они даже в современной литературе присутствуют. Вот и один из наших постоянных читателей, приходя к нам, всегда разговаривает шёпотом, даже если кроме него и библиотекаря никого в читальном зале нет. Видимо, работает стереотип. Я ему всегда отвечаю тоже шёпотом — почему бы и нет? А вообще посмотрите на наших сотрудников, пообщайтесь с ними — у нас прекрасный коллектив. Шипеть на читателя уж точно никто не будет.
— Что в труде библиотекаря самое сложное, а что самое лёгкое?
— Самое сложное — вставать утром на работу, а самое лёгкое — выключать рабочий компьютер вечером. Ну, а если серьёзно, могу сказать, исходя из собственного опыта: если твой рабочий процесс опирается на трёх китов — уверенность, творчество и свобода, то любые трудности тебе нипочём.
Уверенность приходит с годами и называется профессионализмом, творчество напоминает тебе о том, что твоя работа — не повторение, а реальная польза, наполненная свежим дыханием. Меня всегда вдохновляют слова Константина Станиславского: «Организуй самого себя. Научись трудное делать привычным, привычное — лёгким и лёгкое — прекрасным». Именно в библиотеке я взяла в руки его знаменитую книгу «Моя жизнь в искусстве». Настоящим библиотекарем меня сделала она.
Беседовала Мария ЛЕБЕДЕВА
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА МАРГАРИТЫ ТЕРЁХИНОЙ