Творчество развивает и лечит

Искусство имеет огромный потенциал положительного воздействия на людей. Это верно как в отношении восприятия произведений искусства, так и в отношении участия человека в их создании. Но особенной ценностью и непревзойдённым терапевтическим эффектом творческая деятельность обладает для человека с инвалидностью. Именно она позволяет достичь существенных успехов в реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья.

О том, что такое арт-терапия не по­наслышке знают в многопрофильном Центре реабилитации города Белгоро­да, где лечение искусством используют наряду с аппаратными методами для оказания помощи инвалидам, пожилым людям и лицам, временно утратившим трудоспособность.

— Наша задача — улучшить качество жизни пациентов и помочь их интегра­ции в социум. Занятия различными ви­дами творчества в этом деле очень эф­фективны. Их направление выбирается, исходя из интересов человека и его диа­гноза, — рассказывает директор центра Марина Тужилова.

Таких клубов и творческих студий в социальном учреждении несколько.

Театр и художественное слово

Театральное искусство помогает в формировании навыков вербального общения, понимания и выражения эмо­ций и чувств, развитии уверенного по­ведения во взаимодействии с другими людьми. Главная задача этого реабили­тационного направления — приобщение к культурным, духовно-нравственным цен­ностям, гармоничное развитие на основе включения в мир искусства и культуры.

Работа над единой целью, такой, как создание театральной постановки, объединяет и сплачивает коллектив. Участники находят способы взаимодей­ствия друг с другом, учатся быть внима­тельными, наблюдать за окружающим миром, чтобы впоследствии отобразить на сцене. Упражнения по сценической пластике помогают человеку с ОВЗ с уверенностью двигаться на сцене. Большое внимание уделяется речевой функции и артикуляционному аппара­ту. Упражнения по сценической речи способствуют профилактике и коррек­ции речевых дефектов, развитию силы и красоты голоса. Благодаря работе с эмоциональной сферой и публичным выступлениям участники начинают из­учать и анализировать свой внутренний мир, развивают самоконтроль и способы управления эмоциями.

Всё это в совокупности способствует не только развитию личности, но и дела­ет человека с ОВЗ более приспособлен­ным к социальной среде, что является одной из основных потребностей для людей с ментальными нарушениями.

Схожие функции и у творческой сту­дии «Художественное слово». Здесь учат красиво и правильно говорить, раз­вивать память и логику, не стесняться быть в центре внимания и преодолевать страх публичных выступлений, знакомят с творчеством отечественных и зару­бежных писателей и поэтов, давая воз­можность оценить красоту родного язы­ка и богатство нашей литературы.

— Занятия в студии способствуют раз­витию не только навыков работы с язы­ком и литературой, но и способностей к самовыражению, артистизму и твор­ческому мышлению. Участники занятий улучшают свою речь, память, воображе­ние, а также учатся эмоционально и эф­фективно выражать свои мысли и чув­ства. Это помогает им лучше понимать себя и окружающий мир, а также прео­долевать свои личностные и коммуника­тивные трудности. В конечном итоге за­нятия в студии во многом способствуют развитию самооценки, социализации и в целом гармонии личности, — считает её руководитель Виктория Горбунцова.

Хореография

Танец — это отличный способ физи­ческой активности, который помогает улучшить гибкость, координацию дви­жений и обрести мышечную силу. Танцы стимулируют выделение эндорфинов — гормонов счастья, которые повышают настроение и делают человека бодрым. Занятия танцами помогают на время за­быть о текущих проблемах. Люди с ОВЗ на таких занятиях могут слушать музы­ку, развивать силу, выносливость, лов­кость, избавляться от стеснительности и зажатости, расширять кругозор и разви­вать художественный вкус.

— Танец — это дисциплина, которая имеет развитую и многоплановую ме­тодику, отшлифованную столетиями, потому что танец задействует всё тело в каждом движении, — объясняет руково­дитель хореографического коллектива Вячеслав Шевченко. — Системная хо­реография не только физически и твор­чески развивает любого человека, даёт ему способы решения эмоциональных проблем, поднимает уровень его «дви­гательного интеллекта», но и способна сыграть огромную роль в реабилитации двигательных процессов у человека с инвалидностью. Основа танцев — это движение, которое само по себе оказы­вает значительный лечебно-оздорови­тельный эффект, а люди с инвалидно­стью и ограниченными возможностями обычно обречены на малоподвижность. Осознание этого обстоятельства пода­вляет свободное выражение эмоций и чувств, приводит к зажимам и скованно­сти. А танец — это всегда эмоционально окрашенное движение. Эмоции и чув­ства, которые человек переживает и переосмысливает, занимаясь танцем, дают сильную увлечённость и мотива­цию к саморазвитию.

Вокальное мастерство

Использование вокалотерапии осно­вано на вибрационном воздействии зву­ка на основные системы: дыхательную, сердечно-сосудистую, нервную, пищеварительную, иммунную. В результате занятий у человека улучшается настрое­ние, укрепляется иммунитет, повышается устойчивость к стрессу, активизируются восстановительные резервы организма.

Такие занятия бывают индивидуальные и групповые и подразумевают постановку голоса, развитие индивидуальных вокаль­ных данных, подбор репертуара, участие в концертных и конкурсных программах.

Пациентам, которые занимаются в реабилитационном центре, особенно повезло. Ведь студией вокала руководит опытный педагог и музыкант Анатолий Шудренко, который сам пишет стихи и музыку к ним. Его песни с удовольстви­ем исполняют воспитанники.

— Музыка и пение имеют существен­ный коррекционный потенциал, явля­ются эффективным средством пре­одоления невротических расстройств, свойственных людям с ОВЗ, — считает Анатолий Алексеевич.

Музыкальное искусство оказывает огромное воздействие на людей с за­держкой психического развития, вызыва­ет яркие эмоциональные переживания, развивает воображение, способствует формированию эстетических потреб­ностей, художественного вкуса. Воз­действие музыки благотворно сказыва­ется на развитии сенсорного аппарата, моторики, волевых качеств участников студии. Музыка помогает лучше узнать жизнь, расширяет их кругозор, активи­зирует мышление, способствует разви­тию внимания, памяти. Она качественно совершенствует восприятие, помогает формированию представлений, активи­зирует познавательную деятельность человека в целом, то есть несёт в себе большие коррекционно-воспитательные возможности.

Клуб «Диалог»

Ещё одна групповая форма твор­ческого взаимодействия людей с ОВЗ предусматривает возможности обще­ния, обмена информацией в различных областях культуры, обучения сотворче­ству, развитию творческих способностей и инициатив. Для этих людей крайне важной является возможность выгово­риться, обсудить проблемы и быть при­нятым другими людьми без осуждения и оценки. Занятия с психологом позволя­ют развить эмоциональный интеллект, память, мышление, внимание на уровне, доступном для пациентов. Разнообраз­ные творческие упражнения, которые проводятся на занятиях, развивают но­вые нейронные связи, что в значитель­ной степени способствует умственному развитию участников.

— На занятиях клуба «Диалог» участ­ники развивают ментальные возмож­ности, тренируют память, логику, раз­вивают межполушарные связи. Такая форма общения крайне важна для фор­мирования умения взаимодействовать между собой, укреплять коммуникатив­ные навыки. В процессе занятий исполь­зуются коллективные игры, тренинги, методики, связанные с рисованием (пра­вой, левой и обеими руками), умение понимать и передавать свои эмоции. Ребята очень любят такие мероприятия и с удовольствием их посещают, — рас­сказывает руководитель клуба Ирина Извекова.

Декоративно-прикладное творчество

Это направление искусства является не только одним из основных звеньев реабилитации, но и видом профори­ентации, который помогает человеку с ограниченными возможностями приоб­рести новые трудовые навыки и полу­чить дополнительный доход.

Один из самых доступных, интерес­ных и очень популярных видов творче­ства, используемый в реабилитацион­ном центре — валяние из шерсти. Он не требует какой-либо предварительной подготовки или специальных знаний и доступен каждому. Занимаясь валяни­ем, человек погружается в творческий процесс, получает заряд положитель­ных эмоций, приобщается к работе в коллективе. В процессе изготовления изделия осуществляется массаж нату­ральным материалом активных точек ладони и кончиков пальцев, что благо­творно воздействует на весь организм.

Руководители студии Елена Дёмина и Ирина Рудченко являются страст­ными пропагандистами русского деко­ративно-прикладного искусства и объ­единяют вокруг себя людей разных возрастов и профессий.

— Такой ручной труд развивает мелкую моторику рук, учит эстетическому вос­приятию окружающей среды и помогает приобрести новые творческие и профес­сиональные навыки, — считают они.

Работы участников студии заявлены во многих городских и областных вы­ставках. За прошедшие годы её вос­питанники неоднократно становилась дипломантом таких международных фестивалей, как «Хотмыжская осень» и «Славяне мы — в единстве наша сила». Эти победы дают не меньший эффект по части реабилитации и социализации.

Благодаря приобщению к разным видам искусства и творчества под руко­водством мастера и педагога каждый из участников занятий в студиях способен раскрыть свой потенциал, повысить са­мооценку, поверить в себя, научиться общению и сотворчеству. А при опре­делённых усилиях над собой — успешно бороться с неприятными последствиями болезни и выходить на новый уровень качества жизни.

 

Валентина НОСАЧЁВА
ФОТО ИЗ АРХИВА ЦЕНТРА РЕАБИЛИТАЦИИ ГОРОДА БЕЛГОРОДА

Exit mobile version