— Тук-тук! — Кто там? — Детство вернулось!

Мне как начинающему журналисту всегда интересно углубляться в миры других людей. Недавно я спросила у мамы и крёстной: «Что вы в детстве делали на улице?». И из невинных ответов поняла, как старшее поколение дорожит прошлым. А итогом беседы стала исчерпывающая информация о лучших дворовых играх 1980-х годов.

- Тук-тук! - Кто там? - Детство вернулось!

«Резиночки»

— О, это такие маленькие, из которых ещё браслеты плели?

— Нет! Большие, трёхметровые!

Примерно так выглядит разница поко­лений. Году в 2014-м у нас была своя мода. Каждая девчонка с первого по последний класс носила с собой набор малюсеньких резиночек. Они надевались по одной на станочки (или на два пальца) и скрепля­лись с помощью крючков. Из них на пере­менах, а то и прямо на уроках, создавались шедевры: животные, украшения, скакалки. Руки, портфели, шнурки кроссовок — всё было усыпано разноцветными фигурками. Так было у меня в детстве.

Крёстная, послушав всё это, рассказала кое-что повеселее. «Резиночки» в её дет­стве были гораздо масштабнее. Они были шире, длиннее и предназначались для бе­лья, проще говоря, «от трусов». Игра была на первый взгляд простая и тоже считалась преимущественно девичьим развлечени­ем. Резинку со связанными между собой концами растягивали два человека, надев их себе на ноги и разойдясь метра на три- четыре, в центре располагался третий че­ловек, который должен был перепрыгивать через две полоски этой резинки разными способами. В игре было несколько уров­ней. Они зависели от высоты натяжения резинки. Первый — на уровне щиколотки, второй — колена или голени, третий — бедра, четвёртый — талии, пятый — груди, шестой — шеи. Самые крутые игроки шокировали зрителей последним, седьмым уровнем, когда резинку держали руками на уровне ушей! Дойти до него мало кому удавалось. Тот, кто проиграл — «стратил», становился «деревом» или «столбом» — шёл держать резинку другим. В центр выходила следу­ющая девочка.

— И вот представь: ты сигаешь и сигаешь. Юбка задирается, а тебе уже всё равно. И тут резинка порвалась. Ты растрёпанная вся, как после физры, бежишь за этими резиночками в магазин. И обязательно, чтоб было их две — про запас, поэтому я не любила платья с одним карманом. При­ходишь, достаёшь резинку, только руку вверх — все сбегаются. Игра… Пока одну штуку оттоптали, она уже не белая, вся в пыли. Прячешь её в карман, достаёшь дру­гую, — вспоминает крёстная.

Дети даже в квартирах тренировались, как говорит мама:

— Над нами жила соседка, только со шко­лы придём: бух-бух сверху. Дома обычно натягивали верёвку между стульями и зва­ли друзей, хотя те чаще сами сбегались на шум в подъезде.

«Лягушка»

Ещё одна активная девчачья игра, на этот раз с мячом. Его надо было подки­нуть как можно выше, дождаться пока тот приземлится, ударившись об пол, а когда отскочит, перепрыгнуть через него в од­ной из замысловатых поз, которых приду­мывали целые комбинации. Уровни игры тоже зависели от того, насколько высоко подкинешь мяч. При удачном выборе ло­кации можно было получить «комплимент» от сердитой бабушки со второго этажа или дополнительный «бонус» в карму — разби­тое окно. Так что играть лучше днём, когда в домах никого нет. Иначе «прилетит» и тебе, и твоим родителям.

«Сифа»

Эта игра могла заляпать каждого. Она требовала работы рук и ног и основыва­лась на «салочках». Отличие одно: догнав кого-то, нужно не дотронуться до него, а бросить в него некий, как правило, грязный предмет — «сифу». По рассказам мамы, таким развлечением заканчивался почти каждый школьный день. Как только звенел звонок с урока, кто-то хватал с доски тряп­ку всю в мелу, кидал ею в одноклассника с криком: «Ты — сифа!» и смеясь давал дёру.

Вообще, по правилам вóда выбирался заранее или назначался спонтанно. Он должен был попасть «сифой» по одному из игроков, который становился следую­щим водящим. Заранее диктовалось, мож­но ли «сифить» повторно того, от кого уже «прилетело». Но обычно игроку давалось секунд 5-7, чтобы тот успел отойти на «без­опасное» расстояние.

«Казаки-разбойники»

Мы в 2014 году играли в эту всё ещё популярную игру, и так же, как в 80-е годы прошлого века стрелками в нашем дворе были изрисованы все тротуары. Сначала выбирались команды игроков по прин­ципу «камень-ножницы-бумага» (кстати, эта игра пошла из Китая, называется она «Цу-Е-Фа» и переводится как «На старт! Внимание! Марш!»). Толпа ребят делилась на «казаков» и «разбойников». Первые считали обычно минуту или пять. Вторые убегали прятаться, оставляя за собою стрелки мелом.

— Его обычно «добывали» в песочни­це. Придём, а у ребят все руки грязные, — вспоминает мама.

Рисовали где угодно: асфальт, песок, стены, пространство под козырьками подъездов… По этим подсказкам «каза­ки» искали своих «разбойников». Чаще это начинали делать командой, потом делились. Но главные «читеры», как бы сказали современные дети, спрашивали направление у прохожих.

«Биточки»

В отличие от предыдущих дворовых забав, эту игру любили и мальчики, и де­вочки. Её ещё называли «солнышко» или «котёл», а по-нашему просто — «класси­ки». Сколько счастья! «Пошли скакать!». На дорогах рисовались «классы» — ре­шётка из цифр от 1 до 10 (и более, по усмотрению). Ребята выстраивались в очередь, брали «биток». Это такая шту­ка, похожая на хоккейную шайбу с рисун­ком, она изготавливалась самостоятель­но или чаще покупалась в магазинах. Сверху были картинки из «Ну, погоди!» и других мультиков. Такую шайбу надо было кинуть на один из «классов» (игра начиналась с первого и шла до послед­него) и пропрыгать до неё на ноге или двух. Побеждал тот, кто пропрыгал все клеточки. А длиться такое веселье могло несколько часов.

Вот так развлекались родители моего поколения. В школах такой истории нам не расскажут, но это тоже прошлое Рос­сии. На основе этих родилось множество других игр, возможно, у современных ребят получится даже возродить перво­источник и провести целый фестиваль дворовых игр подобно тому, например, который проходил в Туле в 2013 году. И пусть детство не кончается. Всё-таки ре­бёнок живёт внутри каждого!

 

Ирина КУРЕНСКАЯ
ФОТО ИЗ СВОБОДНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Exit mobile version