«Резиночки»
— О, это такие маленькие, из которых ещё браслеты плели?
— Нет! Большие, трёхметровые!
Примерно так выглядит разница поколений. Году в 2014-м у нас была своя мода. Каждая девчонка с первого по последний класс носила с собой набор малюсеньких резиночек. Они надевались по одной на станочки (или на два пальца) и скреплялись с помощью крючков. Из них на переменах, а то и прямо на уроках, создавались шедевры: животные, украшения, скакалки. Руки, портфели, шнурки кроссовок — всё было усыпано разноцветными фигурками. Так было у меня в детстве.
Крёстная, послушав всё это, рассказала кое-что повеселее. «Резиночки» в её детстве были гораздо масштабнее. Они были шире, длиннее и предназначались для белья, проще говоря, «от трусов». Игра была на первый взгляд простая и тоже считалась преимущественно девичьим развлечением. Резинку со связанными между собой концами растягивали два человека, надев их себе на ноги и разойдясь метра на три- четыре, в центре располагался третий человек, который должен был перепрыгивать через две полоски этой резинки разными способами. В игре было несколько уровней. Они зависели от высоты натяжения резинки. Первый — на уровне щиколотки, второй — колена или голени, третий — бедра, четвёртый — талии, пятый — груди, шестой — шеи. Самые крутые игроки шокировали зрителей последним, седьмым уровнем, когда резинку держали руками на уровне ушей! Дойти до него мало кому удавалось. Тот, кто проиграл — «стратил», становился «деревом» или «столбом» — шёл держать резинку другим. В центр выходила следующая девочка.
— И вот представь: ты сигаешь и сигаешь. Юбка задирается, а тебе уже всё равно. И тут резинка порвалась. Ты растрёпанная вся, как после физры, бежишь за этими резиночками в магазин. И обязательно, чтоб было их две — про запас, поэтому я не любила платья с одним карманом. Приходишь, достаёшь резинку, только руку вверх — все сбегаются. Игра… Пока одну штуку оттоптали, она уже не белая, вся в пыли. Прячешь её в карман, достаёшь другую, — вспоминает крёстная.
Дети даже в квартирах тренировались, как говорит мама:
— Над нами жила соседка, только со школы придём: бух-бух сверху. Дома обычно натягивали верёвку между стульями и звали друзей, хотя те чаще сами сбегались на шум в подъезде.
«Лягушка»
Ещё одна активная девчачья игра, на этот раз с мячом. Его надо было подкинуть как можно выше, дождаться пока тот приземлится, ударившись об пол, а когда отскочит, перепрыгнуть через него в одной из замысловатых поз, которых придумывали целые комбинации. Уровни игры тоже зависели от того, насколько высоко подкинешь мяч. При удачном выборе локации можно было получить «комплимент» от сердитой бабушки со второго этажа или дополнительный «бонус» в карму — разбитое окно. Так что играть лучше днём, когда в домах никого нет. Иначе «прилетит» и тебе, и твоим родителям.
«Сифа»
Эта игра могла заляпать каждого. Она требовала работы рук и ног и основывалась на «салочках». Отличие одно: догнав кого-то, нужно не дотронуться до него, а бросить в него некий, как правило, грязный предмет — «сифу». По рассказам мамы, таким развлечением заканчивался почти каждый школьный день. Как только звенел звонок с урока, кто-то хватал с доски тряпку всю в мелу, кидал ею в одноклассника с криком: «Ты — сифа!» и смеясь давал дёру.
Вообще, по правилам вóда выбирался заранее или назначался спонтанно. Он должен был попасть «сифой» по одному из игроков, который становился следующим водящим. Заранее диктовалось, можно ли «сифить» повторно того, от кого уже «прилетело». Но обычно игроку давалось секунд 5-7, чтобы тот успел отойти на «безопасное» расстояние.
«Казаки-разбойники»
Мы в 2014 году играли в эту всё ещё популярную игру, и так же, как в 80-е годы прошлого века стрелками в нашем дворе были изрисованы все тротуары. Сначала выбирались команды игроков по принципу «камень-ножницы-бумага» (кстати, эта игра пошла из Китая, называется она «Цу-Е-Фа» и переводится как «На старт! Внимание! Марш!»). Толпа ребят делилась на «казаков» и «разбойников». Первые считали обычно минуту или пять. Вторые убегали прятаться, оставляя за собою стрелки мелом.
— Его обычно «добывали» в песочнице. Придём, а у ребят все руки грязные, — вспоминает мама.
Рисовали где угодно: асфальт, песок, стены, пространство под козырьками подъездов… По этим подсказкам «казаки» искали своих «разбойников». Чаще это начинали делать командой, потом делились. Но главные «читеры», как бы сказали современные дети, спрашивали направление у прохожих.
«Биточки»
В отличие от предыдущих дворовых забав, эту игру любили и мальчики, и девочки. Её ещё называли «солнышко» или «котёл», а по-нашему просто — «классики». Сколько счастья! «Пошли скакать!». На дорогах рисовались «классы» — решётка из цифр от 1 до 10 (и более, по усмотрению). Ребята выстраивались в очередь, брали «биток». Это такая штука, похожая на хоккейную шайбу с рисунком, она изготавливалась самостоятельно или чаще покупалась в магазинах. Сверху были картинки из «Ну, погоди!» и других мультиков. Такую шайбу надо было кинуть на один из «классов» (игра начиналась с первого и шла до последнего) и пропрыгать до неё на ноге или двух. Побеждал тот, кто пропрыгал все клеточки. А длиться такое веселье могло несколько часов.
Вот так развлекались родители моего поколения. В школах такой истории нам не расскажут, но это тоже прошлое России. На основе этих родилось множество других игр, возможно, у современных ребят получится даже возродить первоисточник и провести целый фестиваль дворовых игр подобно тому, например, который проходил в Туле в 2013 году. И пусть детство не кончается. Всё-таки ребёнок живёт внутри каждого!
Ирина КУРЕНСКАЯ
ФОТО ИЗ СВОБОДНЫХ ИСТОЧНИКОВ