Такое название для этой встречи с друзьями музея было выбрано неслучайно и не только потому, что в этом году мы будем праздновать 225-летие со дня рождения поэта. Открытие нового музея в Белгороде проходило в год 200-летия Пушкина и было одним из важнейших юбилейных мероприятий. Так что датой своего рождения музей тесно связан с именем великого русского поэта. И уже тогда коллектив получил благодарность, подписанную министром культуры Российской Федерации Владимиром Егоровым, за активное участие в подготовке и проведении юбилея Александра Сергеевича.
25 лет назад Белгородскому государственному литературному музею выделили всего лишь несколько комнат в доме купца Селиванова, теперь же его экспозиции и фонды занимают все три этажа старинного особняка. Собрание музея насчитывает более 21 тысячи единиц хранения и ежегодно пополняется. Здесь хранятся архивы известного воздухоплавателя, кинематографиста Николая Анощенко, книговеда и библиографа Игнатия Владиславлева (Гульбинского), журналиста и писателя Арнольда Гессена, белгородских писателей, членов Союза писателей СССР. Обширны коллекции редкой книги и графики, фотографии и филокартии, писем и рукописей. Сотрудники музея не только собирают и сохраняют культурные ценности, но и ведут работу по их восстановлению.
Готовясь к этой встрече, сотрудники музея решили ознакомить гостей с уникальными материалами из его фондов и подготовили 25 историй о шедеврах, хранящихся здесь. А для удобства посетителей выставка снабжена аудиогидом, который может рассказать историю каждого представленного экспоната.
Открытию выставки предшествовало предупреждение, придающее мероприятию наш современный белгородский колорит. Экскурсовод сообщила, что в случае обстрела ради безопасности все посетители должны спуститься на цокольный этаж. Но этого не случилось, и гости с интересом прослушали увлекательное повествование о раритетах из собрания литературного музея.
Открытая экскурсия стала для посетителей путешествием не только во времени, но и по всей Европе. Первый её уникальный экспонат — музыкальная шкатулка. Эти предметы роскоши появились в Швейцарии во второй половине XIX века, и первый завод, выпускающий такие музыкальные сувениры, фирма Хеллера, тоже появился в этой стране. Об устройстве инструмента в своё время увлекательно рассказал русский писатель Владимир Одоевский в своей сказке «Городок в табакерке». А музыкальная шкатулка из Белгородского литературного музея не только прекрасно сохранилась, но и порадовала всех нежным звучанием.
Второй, не менее интересный экспонат выставки — старинный театральный бинокль. Его родина — Франция, Париж. В XIX веке их выпускала фирма Шевалье. Примечательно, что с помощью бинокля того времени вы вряд ли разглядели бы что-то на сцене театра. Скорее, это был дорогой аксессуар, богато украшенный и доступный не каждому.
Следующая витрина переносит нас в Германию. Именно там был выпущен альбом гравюр Морица Ретча. Его иллюстрации к «Фаусту» Гёте — поистине уникальный экспонат. Ведь художник изображал сцены из драмы, сопровождая их лишь цитатами. Это было нечто новое, где на первом месте — зрительный образ. У нас в России всего два экземпляра этого издания.
Здесь же представлено ещё одно уникальное печатное издание «Александр Сергеевич Пушкин. Жизнеописание и сборник стихотворений». Книга появилась в 1899 году, когда в России впервые широко праздновали юбилей поэта. Она была издана в Харькове обществом грамотности. А в литературный музей попала благодаря бдительности сотрудников таможни. Они обнаружили раритет, когда его пытались вывезти за границу.
Следующие две экспозиции выставки рассказывают о событиях и участниках Первой мировой войны. Гости музея узнали о том, как работали сёстры милосердия в то время и ознакомились с письмами с фронта воздухоплавателя Николая Анощенко.
Не менее интересны и другие экспонаты, представленные на выставке. Это карикатуры белгородского художника Василия Лебедева, портативная печатная машинка писателя Виталия Буханова и многое другое, что стоит увидеть своими глазами в сопровождении уникальной аудиоистории.
Выставка будет работать до 15 сентября 2024 года.
Анна БАРАБАНОВА
ФОТО ЮРИЯ СЕНЧЕНКО