На мероприятии присутствовали члены Белгородского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Бамовское содружество», которое было создано в Белгороде в 2021 г. С приветственным словом к участникам выступил Валерий Васильевич Конарев — руководитель отделения. Он торжественно открыл выставку «Даёшь БАМ!», посвящённую стройке века.
Тёплыми воспоминаниями о работе на БАМе поделился Иван Васильевич Деревянкин, человек-легенда, бригадир бурильщиков треста «Бамтрансвзрывпром», укладчик «золотого звена». Он прибыл туда в 1974 г. и вертолётом был переправлен в посёлок Звёздный. Начал работать плотником, затем занял должность машиниста на буровой установке. Неоднократно был победителем социалистического соревнования. В сентябре 1984 г. оказался в сводной бригаде Александра Бондаря по укладке «золотого звена» — последней стыковочной рельсовой платформы между восточной и западной частями БАМа.
В строительстве восточного участка магистрали принимали участие военнослужащие железнодорожных войск. Руководил работами на этом участке генерал-майор Николай Иванович Ковалёв. В 1985 г. он отправился на БАМ. 25 мая из г. Тынды прилетел вертолётом в г. Верхнезейск, небольшой поселок в Зейском районе Амурской области, где прослужил 6 лет. Это был завершающий период строительства магистрали. Военнослужащие железнодорожных войск отвечали за весь восточный участок, а именно: строительство искусственных сооружений, отсыпку земляного полотна, укладку пути, установку опор электроснабжения, автоблокировку и связь, строительство посёлков.
О вкладе транспортных строителей рассказал Александр Иванович Шевелёв, заместитель управляющего «Трансюжстроя». После завершения строительства магистрали они приехали в г. Белгород, здесь в 1991 г. был открыт филиал Белгородского треста «Нижнеангарсктрансстрой» (который позже был преобразован в «Трансюжстрой»). Более 150 тыс. кв. м жилья построено в Белгороде и Белгородской области. Бамовцы принимали участие в строительстве мемориального комплекса «Третье ратное поле России» в посёлке Прохоровка.
Особую атмосферу задал приехавший из Москвы Николай Александрович Коробков, автор и исполнитель песен о БАМе. Прозвучавшие в его исполнении песни вновь вернули участников мероприятия во времена комсомольской юности.
Гости ознакомились с выставкой «Даёшь БАМ!», экспонаты которой рассказывают об истории легендарной стройки и освещают вклад в неё белгородцев.
Байкало-Амурская магистраль стала важнейшей транспортной артерией России и одной из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Тысячи километров от Тайшета до Тихого океана пролегли через горы, болота, зоны вечной мерзлоты, сейсмоопасные районы, полноводные реки.
История БАМА созвучна истории страны. Это наша гордость. Сейчас по БАМу ежесуточно проходят 8 поездов, объёмы перевозок составляют 12 млн тонн грузов в год. Запущен новый комплексный железнодорожный проект «Восточный полигон». Это дорога в будущее. Её возможности будут постоянно расширяться. И во всём этом есть вклад белгородцев.
Анна ГОНЧАРОВА,
старший научный сотрудник отдела истории БГИКМ
ФОТО ИЗ АРХИВОВ МУЗЕЯ БГИКМ И БРО ООО «БАМОВСКОЕ СОДРУЖЕСТВО»