Заглянуть в комсомольскую юность

В Белгородском государственном историко-краеведческом музее состоялось торжественное мероприятие «Время гудит. БАМ!» в рамках открытия выставки, посвящённой 50-летию начала строительства Байкало‑Амурской магистрали.

На мероприятии присутствовали члены Белгородского регионального отделения Общероссийской общественной органи­зации «Бамовское содружество», которое было создано в Белгороде в 2021 г. С при­ветственным словом к участникам высту­пил Валерий Васильевич Конарев — ру­ководитель отделения. Он торжественно открыл выставку «Даёшь БАМ!», посвя­щённую стройке века.

Тёплыми воспоминаниями о работе на БАМе поделился Иван Васильевич Деревянкин, человек-легенда, бригадир бурильщиков треста «Бамтрансвзрыв­пром», укладчик «золотого звена». Он прибыл туда в 1974 г. и вертолётом был переправлен в посёлок Звёздный. Начал работать плотником, затем занял долж­ность машиниста на буровой установке. Неоднократно был победителем социа­листического соревнования. В сентябре 1984 г. оказался в сводной бригаде Алек­сандра Бондаря по укладке «золотого звена» — последней стыковочной рельсо­вой платформы между восточной и запад­ной частями БАМа.

В строительстве восточного участка ма­гистрали принимали участие военнослужа­щие железнодорожных войск. Руководил работами на этом участке генерал-майор Николай Иванович Ковалёв. В 1985 г. он отправился на БАМ. 25 мая из г. Тынды прилетел вертолётом в г. Верхнезейск, не­большой поселок в Зейском районе Амур­ской области, где прослужил 6 лет. Это был завершающий период строительства магистрали. Военнослужащие железно­дорожных войск отвечали за весь вос­точный участок, а именно: строительство искусственных сооружений, отсыпку зем­ляного полотна, укладку пути, установку опор электроснабжения, автоблокировку и связь, строительство посёлков.

О вкладе транспортных строителей рас­сказал Александр Иванович Шевелёв, заместитель управляющего «Трансюж­строя». После завершения строительства магистрали они приехали в г. Белгород, здесь в 1991 г. был открыт филиал Бел­городского треста «Нижнеангарсктранс­строй» (который позже был преобразован в «Трансюжстрой»). Более 150 тыс. кв. м жилья построено в Белгороде и Белгород­ской области. Бамовцы принимали участие в строительстве мемориального комплек­са «Третье ратное поле России» в посёлке Прохоровка.

Особую атмосферу задал приехав­ший из Москвы Николай Александрович Коробков, автор и исполнитель песен о БАМе. Прозвучавшие в его исполнении песни вновь вернули участников меропри­ятия во времена комсомольской юности.

Гости ознакомились с выставкой «Да­ёшь БАМ!», экспонаты которой рассказы­вают об истории легендарной стройки и освещают вклад в неё белгородцев.

Байкало-Амурская магистраль стала важнейшей транспортной артерией Рос­сии и одной из крупнейших железнодо­рожных магистралей в мире. Тысячи ки­лометров от Тайшета до Тихого океана пролегли через горы, болота, зоны вечной мерзлоты, сейсмоопасные районы, полно­водные реки.

История БАМА созвучна истории стра­ны. Это наша гордость. Сейчас по БАМу ежесуточно проходят 8 поездов, объёмы перевозок составляют 12 млн тонн грузов в год. Запущен новый комплексный желез­нодорожный проект «Восточный полигон». Это дорога в будущее. Её возможности будут постоянно расширяться. И во всём этом есть вклад белгородцев.

 

Анна ГОНЧАРОВА,
старший научный сотрудник отдела истории БГИКМ
ФОТО ИЗ АРХИВОВ МУЗЕЯ БГИКМ И БРО ООО «БАМОВСКОЕ СОДРУЖЕСТВО»

Exit mobile version