Не так давно в Белгороде силовики задержали Надежду Россинскую. Причиной задержания стали призывы к деятельности против безопасности государства. Женщина называла себя «волонтёркой». Она якобы помогала украинским беженцам.
Вообще, биография Надежды достаточно интересна. Родилась молодая женщина в Казахстане, в городе Темиртау, позже вместе с семьёй перебралась в Белгородскую область. Впервые о её деятельности стало известно в 2022 году. Тогда, в начале СВО, Надежда вместе со своей сестрой Алёной оделись в «жовто-блакитные» цвета и начали раздавать людям цветочки в центре Белгорода. 28 июня 2022 года вместе с сестрой она создала в «ВКонтакте» сообщество «Армия Красоток. Гуманитарная помощь», взяв к тому времени псевдоним Надин Гейслер. И начала собирать деньги якобы на помощь украинским беженцам.
Деньги от людей шли, потому что русский народ был и остаётся сердобольным. А нигде не работающая Надин занималась подозрительной деятельностью в прифронтовом городе. Но как только ею заинтересовались силовики, сбежала в Грузию. Там Надин Гейслер яро выступала против СВО, против России и даже собирала деньги на нацистские формирования ВСУ вроде «Азова» (организация признана террористической и запрещена в России). А потом внезапно вернулась в Белгород.
Теперь, как сообщили в УФСБ России по Белгородской области, в отношении неё возбуждено и расследуется уголовное дело за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (п. «в» ч. 2 ст. 280.4 УК России), так как гражданка РФ, выехав на территорию зарубежного государства, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей «Интернет», призывала к деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации. Санкция статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до шести лет.
Сразу же после её задержания в сети поднялся настоящий шум со стороны лиц, сбежавших из России, в том числе и экс-белгородцев, и открыто выступающих против страны. Например, Никита Пармёнов, ныне живущий в Грузии и открыто работающий против нашей страны, начал даже сбор средств на залог, хотя при такой статье ни о каком залоге даже речи идти не может.
Прокомментировать этот случай мы попросили представителя правоохранительных органов региона, по понятным причинам попросившего не разглашать его имя и место службы. В разговоре мы затронули и некоторые вопросы, касающиеся природы терроризма и экстремизма, противодействия этим опасным общественным явлениям.
— Были ли до сих пор примеры подобных явлений в нашем регионе? Были ли случаи выявления пособников террористов в Белгородской области прежде?
— Если говорить о конкретном факте, то до сих пор таких случаев, чтобы под видом гуманитарной помощи собирали средства для террористов, в Белгородской области не было.
СПРАВКА «НБ»
Статья 280.4 «Публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства».
Часть 2 ст. 280.4 УК РФ устанавливает ответственность за публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства, совершённые с использованием средств массовой информации либо информационно- телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет». Такие действия наказываются штрафом до 1 миллиона рублей либо лишением свободы на срок до 6-ти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до 5-ти лет.
Терроризм — система взглядов (идеология) и преднамеренная деятельность отдельных лиц, групп и организаций, преследующая, как правило, политические цели и систематически использующая методы террора. Террористами в разных обстоятельствах могут объявляться уголовные элементы, осуществившие захват заложников; участники различных сепаратистских и национально-освободительных движений; революционные деятели, призывающие к насильственному свержению власти; члены радикальных религиозных организаций, борющихся за доминирование в обществе или регионе.
Экстремизм — это приверженность к крайним взглядам, позициям и мерам в общественной деятельности. Он выражается в различных формах, начиная от проявлений, не выходящих за конституционные рамки, и заканчивая такими острыми и общественно опасными формами, как провокация беспорядков, гражданское неповиновение, повстанческая деятельность и террористические акции.
— Насколько мы помним, девушка сначала занималась тем, что помогала украинским беженцам. Получается, что можно вот так легко пройти по дорожке от гуманизма до терроризма?
— Да, девушка первоначально собирала гуманитарную помощь для беженцев. При этом стоит отметить, что уже сразу она не собиралась помогать россиянам, а только именно гражданам Украины. Во-первых, она изначально считала их пострадавшими в результате специальной военной операции. Во-вторых, она хотела уехать в Украину, мечтала получить украинское гражданство. Кроме того, Россинская, являясь противником политики, проводимой нашим государством, также была сторонницей оппозиционера Навального. До поры до времени всё это не проявлялось столь отчётливо, но с началом СВО девушка активизировалась и её намерения, которые она, быть может, скрывала, стали явными и публичными.
— Чем опасны для общества такие преступления?
— Публичное распространение экстремистских идей опасно тем, что ведёт к ещё большему вовлечению некоторых представителей неокрепшей умом молодёжи в неформальные экстремистские группировки. Наиболее уязвимой средой для проникновения идей экстремизма являются подростки с ещё не сформировавшейся психикой. А «благое дело» материальной помощи украинцам оборачивается приобретением оружия, которое направлено на уничтожение наших же соотечественников, против русского народа. Это ещё раз напоминает нам о том, что нужно быть очень бдительными при принятии решения об участии в благотворительных пожертвованиях в период проведения СВО, нужно наверняка знать, кому поступают ваши средства и для каких нужд будут использованы.
— А может ли человек, сам того не зная, стать пособником терроризма? Например, если считает, что помогает благому делу, тем же беженцам?
— Мыслящий человек как-то случайно стать на такой путь не может. Он станет изучать вопрос о том, куда идут деньги, прежде чем их перечислять. Посудите сами: Россинская создала в соцсети вторую страницу, где собирала средства именно на поддержку ВСУ и террористической организации «Азов» (организация признана террористической и запрещена в России). Гуманитарная помощь — это одно, а сознательная поддержка террористов — совсем другое.
— Бесспорно, терроризм и экстремизм — опасные явления. И возникает вопрос: как мы можем бороться с ними и им противодействовать — каждый из нас и общество в целом?
— Безусловно, обязанности по искоренению террористических и экстремистских проявлений лежит на силовиках. Однако в этой работе важно консолидированное взаимодействие общества с правоохранительными органами. Если человеку стало известно о подобных фактах, то в первую очередь он должен сообщить об этом в соответствующие органы. Сообщивший помогает государству в лице правоохранителей сберечь и защитить жизнь, здоровье, благополучие других членов общества.
Ведь что показывает случай с Надеждой Россинской, о которой мы сейчас говорим? Она достаточно продолжительное время исповедовала взгляды, противоречащие идеологии нашего государства, и у неё были сторонники. Те самые, которые переводили деньги ВСУ, ставшие во время СВО на сторону противника. Они в сложный для страны момент активизировались, делая это осознанно и целенаправленно.
Основная задача общества и конкретного человека — создание нетерпимой атмосферы к подобным явлениям, опасным для всех нас и для государства в целом.
Если вы столкнулись с подобными фактами, необходимо обратиться
по телефонам правоохранительных органов:
полиции 02, 102;
УМВД России по Белгородской области: 8 (4722) 35-25-11;
УФСБ России по Белгородской области: 8 (4722) 27-32-02, 50-82-92.
Андрей ЮДИН
ФОТО ИЗ СВОБОДНЫХ ИСТОЧНИКОВ