И невозможное возможно

Совместный проект «Нашего Белгорода» и регионального отделения Общероссийской общественной организации «Бамовское содружество», посвящённый 50-летнему юбилею легендарной стройки ХХ века, вот уже второй год знакомит наших читателей с белгородцами, которые прокладывали стальную магистраль в непроходимой тайге.

Всей семьёй — на стройку

Среди героев-первопроходцев — более трёхсот жителей нашей области. В минув­ший понедельник белгородская делегация из 15 человек отправилась в Москву и при­няла участие в торжествах, приуроченных к юбилею, которые проходили в Государ­ственном Кремлёвском дворце.

Напомню, в июле 1974 года по призыву комсомола молодёжь из разных уголков огромной страны Союза Советских Со­циалистических Республик отправилась в тайгу, где не ступала нога человека, чтобы построить дорогу к океану, новые города и посёлки. И им удалось в сложнейших ус­ловиях вечной мерзлоты создать одну из крупнейших железнодорожных магистра­лей в мире, протяжённостью 4200 кило­метров, пересекающую 11 крупных рек и большое количество горных хребтов.

У каждого из строителей БАМа — ин­тересная, насыщенная событиями био­графия. Все герои наших публикаций, не побоявшись трудностей, приняли участие в грандиознейшем проекте прошлого века. Владимир Куракин — один из них. Он родился в 1938 году, перед Великой Отечественной войной, недалеко от Анди­жана, на станции под назва­нием Кара-Су, что в пере­воде с узбекского значит «чёрная вода». Родители были неместные, они пере­ехали в Ферганскую долину из Сибири. Пережили войну, к счастью, отец вернулся с фронта. Владимир учился в школе, потом служил в армии в группе советских войск в Германии, уже там наи­лучшим образом проявил себя и был на­граждён грамотой ЦК ВЛКСМ за отличные успехи в боевой и политической подготов­ке. В 1960 году поступил в Томский инже­нерно-строительный институт и после его окончания по направлению работал ме­хаником, а потом главным механиком на одном из предприятий столицы Киргизии — Фрунзе.

А в 1975 году отправился на БАМ. Такие специалисты, как он, были нужны стройке, и его заявление одобрили. К тому времени у него была большая семья — жена, трое детей. И мама-пенсионерка жила с ними. Решение принимали вместе. Супруга Зоя Степановна, строитель по профессии, одобрила такой шаг. «Пока молодые, — го­ворила она, — надо сделать что-то стоя­щее». Да и материальные трудности надо было как-то преодолевать, чтобы обеспе­чить такую большую семью. Ведь иногда денег не было даже на проезд в автобусе.

Трудное, но золотое время

Владимир Петрович прибыл в посёлок Тындинское в феврале и получил назначе­ние на работу главным механиком треста «БАМстроймеханизация». Вспоминает, что на улице стоял мороз под пятьдесят градусов. И ему, привыкшему к южному климату, было нелегко адаптироваться к новым условиям. Жил вместе с другими строителями в большой солдатской палат­ке, где размещались 20 человек. А когда в августе к нему приехала вся семья, им выделили половину вагончика, и они вше­стером ютились там. Сыновьям в то время было 8, 7 лет и полтора года.

Жильё это комфортабельным не на­зовёшь. Зимой, несмотря на то, что печь накалялась, на потолке вагончика была изморозь. А когда весною шли дожди, он протекал. С протечками пытались бороть­ся. Владимир Петрович, прихватив пласти­лин, забирался на крышу, а Зоя Степанов­на снизу стучала ему, чтобы обозначить, где течь.

Условия работы тоже су­ровые. Особенно трудно при­ходилось супруге. Она была мастером по отсыпке желез­нодорожного полотна, в зим­нее время — целый день на пронизывающем ветру и мо­розе. Ни телогрейка, ни полу­шубок не спасали от холода. Чтобы хоть как-то согреться, женщина ездила с водите­лем в карьер за галькой, ведь в кабине грузовика было те­плее. Потом Зоя Степановна работала на строительстве посёлка Кувыкта. Её вклад в возведение различных объектов БАМа был отмечен медалью «За трудовую доблесть».

А Владимир Петрович как главный ме­ханик отвечал за работу всех механизмов. И это была непростая задача. Рабочий день нередко затягивался до трёх ночи, а в шесть утра — на разнарядку. Зимой, ког­да столбик термометра опускался до ми­нус 50, техника не работала, но дежурные группы поддерживали механизмы в рабо­чем состоянии, иначе потом не заведёшь.

Материалы для строительства желез­ной и автодороги добывали в горах сами. Взрывали скалы, бульдозерами сгребали камни, а экскаваторы грузили всё это на КрАЗы и Магирусы. Крупные камни были основой полотна, сверху засыпали речной галькой. Работали в том числе на технике из Японии, Канады, Германии. Не дай бог, поломка — ремонт и запчасти — сверхзада­ча. Но, несмотря на трудности, никто не роптал и не жаловался.

В Кувыкте семья, наконец, получила свой угол в бараке, и это была большая радость.

Там построили Дом культуры и школу. В фундамент будущей школы заложили памятную капсулу, на торжественную це­ремонию приезжал космонавт Валентин Лебедев. А когда на здании уже сооруди­ли крышу, однажды ночью оно вспыхнуло и сгорело. Причина пожара — искра от свар­ных работ, попавшая на сухой деревянный щит. Пришлось в короткие сроки отстраи­вать новую школу. Там учились старшие сыновья Куракиных.

Владимир Петрович рассказывает, что из Тынды в посёлок добирались пять ча­сов на гусеничном тягаче. На машине не проехать. А летом даже для этого транс­порта вечная мерзлота устраивала экза­мен. Вездеходы проваливались в колею, приходилось пилить деревья и подкла­дывать брёвна, чтобы проехать. Расска­зывая о жизни на БАМе, мой собеседник делает неожиданный вывод: «Золотое было время! Жили все, как родные, помо­гали друг другу».

Те годы в памяти навеки

Из Кувыкты Куракины перебрались в Тынду. Владимир Петрович работал глав­ным механиком управления механизации треста «Тындатрансстрой», потом заме­стителем секретаря парторганизации тре­ста. В 1980 году у них родился четвёртый сын, а через год Владимир Куракин возгла­вил промышленно-транспортный и отдел строительства горкома партии. К тому вре­мени не только дорога строилась, многие объекты ввели в эксплуатацию. Владимир Петрович курировал центральный участок БАМа и четыре года буквально жил в ко­мандировках на трассе.

Мы рассматриваем фотографии тех лет. На них запечатлены памятные момен­ты из жизни бамовцев и встречи со знаме­нитостями. На стройке побывали Ринат Ибрагимов, Дин Рид, другие известные люди. Есть даже фото с Гейдаром Алие­вым, когда он приезжал в Тынду.

Владимир Петрович гордится, что стро­ил 360-километровый отрезок магистрали от Кувыкты до Нюкжи и бережно хранит би­лет первого пассажира по этому маршруту. Он проработал на БАМе 11 лет, его труд отмечен орденом «Знак Почёта», медалью «За строительство Байкало-Амурской ма­гистрали». После Тынды судьба занесла его в город Белогорск Амурской области, когда его избрали первым секретарём горкома КПСС. Там он работал в разных организациях до ухода на заслуженный отдых в 1999 году. А спустя три года их семья перебралась в Белгород, где жили многие бамовцы. Купили недостроенный дом в Майском и обустроили его. Сейчас о Владимире Петровиче заботятся сыновья, которые выросли достойными людьми. Из них нет рядом только Виктора, он ушёл во­евать добровольцем и погиб под Артёмов­ском.

 

Анна БАРАБАНОВА
ФОТО ИЗ АРХИВА ВЛАДИМИРА КУРАКИНА

Exit mobile version