Боль, излитая на холст

Как современные молодые художники переживают непростые времена? Где находят силы творить? Может ли страх за любимый город и своих близких стать источником вдохновения? Ответить на эти вопросы можно, взглянув на работы белгородских художников, представленные на онлайн-выставке под названием «Добро пожаловать в город добра и благополучия».

Выставка проходила в онлайн-галерее молодого со­временного искусства «Структура», она же журнал, в сети Телеграм. Она продлилась 9 дней и собрала работы 27 авторов. И вот что говорят о ней организаторы:

«Эта выставка без громоздких кураторских текстов и сложных смысловых концепций, она про веру, надежду и любовь в небольшом приграничном городе Белгороде. Несмотря на тяжёлые обстоятельства и местонахожде­ние, каждый из нас продолжает жить, творить и созидать. Мы ни к чему не призываем, а верим в силу искусства! Для кого-то это борьба с тревогой и страхом за себя и своих близких; для кого-то — рутина, поддерживающая стабиль­ное психическое состояние; для кого-то — это безмолвный крик от бессилия», — пишут они на страницах своего он­лайн-журнала.

Настоящий художник не может оставаться в стороне от происходящего, для него жизненно важно передавать своё внутреннее состояние в работах, выплёскивать всё, что накопилось, на холст или другую поверхность, пригод­ную для творческой трансформации. Но для чего все эти работы собирать в одном месте? Ребята отвечают так:

«Мы подготовили этот проект, чтобы сберечь самое ценное, что у нас есть и сохранить в памяти утерянное. Жизнь давно для нас разделилась на «два крыла». На тех, кто живëт, не зная о конфликте и не замечая его, и на тех, для кого спасение жизни ежедневно стало реальностью. Художник стоит где-то на границе между этими двумя. С одной стороны, наша задача приумножить свет и импульс жизни, поддержать тех, в чей дом пришла беда. С другой — важно рассказать о ситуации как можно большему числу людей вне стен этого невидимого круга. Искусство способ­но говорить с сердцами напрямую».

Каждый день организаторы выставки публиковали про­изведения белгородских художников в постах и сторис своего телеграм-канала. Первыми стали три графические работы авторства Алёны Столетовой, Анастасии Дру­жининской и Ксении Бельтюковой. Пронзительная мо­литва, настоящий крик души — слова на фоне ясного неба «Господи, пожалуйста, пусть это будет просто гром!».

«Ты смотришь на ясное небо, без единого облачка, и слыша звук, надеешься, что это всё же гром, хотя пони­маешь, что это невозможно», — описывает свои чувства Алёна Столетова.

Открытием второго дня выставки стали работы Ана­стасии Мазур-Скробовой, Евгении Логоши и Окси.

«Эта борьба света и тьмы, добра и зла никогда не за­кончится, но пока человек сражается — он непобедим. Холст принял на себя удар происходящих событий и впи­тал все эмоции», — рассказала Евгения Логоша.

На третий день стало очевидно, что число желающих принять участие в выставке превышает запланированное, а отклик у зрителей довольно большой. Знакомя подпис­чиков и гостей с творчеством Анастасии Савицких, Оль­ги Никулиной и Анны Кувшиновой, организаторы заду­мались над возможностью продления проекта.

«Находясь в моём любимом городе Белгороде, кото­рый уже несколько дней подряд находится под обстре­лами, чувствую себя маленькой девочкой, которая про­сто хочет мира, символично играя с голубками, но она настолько бессильна что-то поменять… Верим в луч­шее…» — пишет в аннотации к своей работе Ольга Нику­лина. А серия работ Анастасии Савицких рассказывает «о вынужденном переносе встреч и мероприятий, об от­ложенной жизни и ситуации, на которую мы не в силах повлиять».

В онлайн-экспозицию вошли не только картины, но и видеоработы, например уже известный многим видеоарт Анастасии Савицких о любви к Дому — «Обнять бы город и успокоить».

«Человек — частичка мира. Я твоя частичка пазла. Ты — город, все люди в нём, улицы, деревья, птицы, гул машин и трещина в стене родного дома. Растворяюсь, принимаю, ощущаю… Город, в чём твоя боль? Ты держишься молод­цом, но я вижу, чувствую… Обниму тебя, соберу крошки, впитаю каждую каплю и утешу», — пишет автор.

СПРАВКА «НБ»

Онлайн-журнал и галерея молодого современного искусства «Структура» занимается изучением локальной культуры Белгородской области и Черноземья. С 2021 года площадка активно развивает современное культурное пространство региона, работает над созданием идей и проектов, стимулирующих дискуссии и обмен опытом в арт-сфере, организует мероприятия, выставки, лекции и другие социокультурные проекты, чтобы вдохновлять и поддерживать местное художественное сообщество.

Среди изобразительных жанров — скетчи-заметки, представленные творческим объединением DZHART (Анна и Ева Джафаровы), а также инсталляция и фото­документация от Софьи Орешкиной и зарисовки Ольги Алексеенко.

«Каждый по-своему справляется со стрессом… Для меня творчество всегда обладало большим терапевтиче­ским эффектом, выручало меня в самые сложные време­на. Но сейчас и оно уже не очень помогает», — признаётся Ольга Алексеенко. А для аннотации к изображению иско­рёженного взрывом автомобиля автор и вовсе не может подобрать слов, кроме «Здесь был человек!».

После чудовищного теракта в «Крокус Сити Холле» устроители онлайн-выставки окончательно решили, что обязаны её продолжить, так как она несёт важное посла­ние и терапевтическую функцию.

«Мы хотим обнять и принести утешение, помочь каж­дому справиться с невосполнимой утратой. Сейчас, как никогда, важна поддержка и сплочённость для каждого из нас», — пишут они в своём журнале.

В этот день экспонировались работы Ксении Ланиной, Анны Лалаян и Анастасии Аболымовой.

«Персональная бездна, в которой я находилась, вновь и вновь побуждала меня испытывать весь спектр чувств на пути к принятию ударов судьбы. Поняв себя, а точ­нее, эмоции, которые я испытывала, я создала серию картин «Принятие неизбежного факта», состоящую из пяти чувств: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие. Эта картина — путь, который заставляет рассыпаться по частицам, вновь собираться и смотреть прямо в «лицо» действительности. Процесс создания самой картины был собственным исцелением», — рассказывает Анна Лала­ян. А о своей картине «Последняя капля терпения» она говорит так: «Само название символизирует состояние внутреннего напряжения, близкого к пределу. Но в итоге этого предела будто бы и вовсе нет. Сильные эмоции ино­гда зашкаливают настолько, что я нахожусь на грани того, чтобы потерять контроль над собой, но осознаю, что не имею права!».

В следующей красочной подборке встретились такие разные и эмоциональные работы Оксаны Горячих, Диа­ны Дударевой и Валерии Буниной.

«Вечером 29 декабря я укладывала ребёнка спать, мы весело клеили друг на друга наклейки, а за окном проно­сились звуки сирен. Тогда я ещё не знала, что нас ждёт 30 декабря, но мысленно обращалась к хранителям города. Это стало отправной точкой для создания серии работ, где я на фото накладываю свой творческий смысл», — пи­шет Диана Дударева в аннотации к работе «Спи спокойно, любимый район».

«Как бы я хотела штрихом карандаша укрыть магиче­ской шалью Белгород, но увы… Пусть хотя бы на моих иллюстрациях ангелы города превращают осколки в ле­пестки цветов», — делится она своими чувствами, говоря о работе «Укрою лепестками цветов», сделанной на основе фото Антона Хаварова.

На седьмой день три картины были проданы. Стало очевидным, что такой онлайн-формат весьма востре­бован — подписчикам и гостям выставки импонирует воз­можность посетить её не за один день, а заходить вновь и вновь, каждый раз знакомясь с новым автором и делая новое открытие в области искусства. Кроме того это от­личный способ поддержать друг друга. На эту тему Ана­стасия Савицких и Алёна Столетова сделали видеоарт с работами участников выставки «Сори, что опять голосо­вое». «Мне нравится, что на выставке собраны разные ра­боты в плане эмоциональности и отношения — точки зре­ния на текущую ситуацию. Тут есть и реально утешающие, и какие-то домашние, и с надрывом, и поднимающие дух. И мне кажется, очень важно показать весь этот диапазон. Я смотрю на то, как люди откликаются, и становится как- то легче и хочется дальше рисовать, творить и не то что верить в завтрашний день, но хотя бы жить сегодняшним и делать что-то для будущего», — звучит в нём послание художницы Анастасии Савицких.

 

Марина МИНДОЛИНА
ФОТО T.ME/STRUCTURE_MAG

Exit mobile version