Выставка проходила в онлайн-галерее молодого современного искусства «Структура», она же журнал, в сети Телеграм. Она продлилась 9 дней и собрала работы 27 авторов. И вот что говорят о ней организаторы:
«Эта выставка без громоздких кураторских текстов и сложных смысловых концепций, она про веру, надежду и любовь в небольшом приграничном городе Белгороде. Несмотря на тяжёлые обстоятельства и местонахождение, каждый из нас продолжает жить, творить и созидать. Мы ни к чему не призываем, а верим в силу искусства! Для кого-то это борьба с тревогой и страхом за себя и своих близких; для кого-то — рутина, поддерживающая стабильное психическое состояние; для кого-то — это безмолвный крик от бессилия», — пишут они на страницах своего онлайн-журнала.
Настоящий художник не может оставаться в стороне от происходящего, для него жизненно важно передавать своё внутреннее состояние в работах, выплёскивать всё, что накопилось, на холст или другую поверхность, пригодную для творческой трансформации. Но для чего все эти работы собирать в одном месте? Ребята отвечают так:
«Мы подготовили этот проект, чтобы сберечь самое ценное, что у нас есть и сохранить в памяти утерянное. Жизнь давно для нас разделилась на «два крыла». На тех, кто живëт, не зная о конфликте и не замечая его, и на тех, для кого спасение жизни ежедневно стало реальностью. Художник стоит где-то на границе между этими двумя. С одной стороны, наша задача приумножить свет и импульс жизни, поддержать тех, в чей дом пришла беда. С другой — важно рассказать о ситуации как можно большему числу людей вне стен этого невидимого круга. Искусство способно говорить с сердцами напрямую».
Каждый день организаторы выставки публиковали произведения белгородских художников в постах и сторис своего телеграм-канала. Первыми стали три графические работы авторства Алёны Столетовой, Анастасии Дружининской и Ксении Бельтюковой. Пронзительная молитва, настоящий крик души — слова на фоне ясного неба «Господи, пожалуйста, пусть это будет просто гром!».
«Ты смотришь на ясное небо, без единого облачка, и слыша звук, надеешься, что это всё же гром, хотя понимаешь, что это невозможно», — описывает свои чувства Алёна Столетова.
Открытием второго дня выставки стали работы Анастасии Мазур-Скробовой, Евгении Логоши и Окси.
«Эта борьба света и тьмы, добра и зла никогда не закончится, но пока человек сражается — он непобедим. Холст принял на себя удар происходящих событий и впитал все эмоции», — рассказала Евгения Логоша.
На третий день стало очевидно, что число желающих принять участие в выставке превышает запланированное, а отклик у зрителей довольно большой. Знакомя подписчиков и гостей с творчеством Анастасии Савицких, Ольги Никулиной и Анны Кувшиновой, организаторы задумались над возможностью продления проекта.
«Находясь в моём любимом городе Белгороде, который уже несколько дней подряд находится под обстрелами, чувствую себя маленькой девочкой, которая просто хочет мира, символично играя с голубками, но она настолько бессильна что-то поменять… Верим в лучшее…» — пишет в аннотации к своей работе Ольга Никулина. А серия работ Анастасии Савицких рассказывает «о вынужденном переносе встреч и мероприятий, об отложенной жизни и ситуации, на которую мы не в силах повлиять».
В онлайн-экспозицию вошли не только картины, но и видеоработы, например уже известный многим видеоарт Анастасии Савицких о любви к Дому — «Обнять бы город и успокоить».
«Человек — частичка мира. Я твоя частичка пазла. Ты — город, все люди в нём, улицы, деревья, птицы, гул машин и трещина в стене родного дома. Растворяюсь, принимаю, ощущаю… Город, в чём твоя боль? Ты держишься молодцом, но я вижу, чувствую… Обниму тебя, соберу крошки, впитаю каждую каплю и утешу», — пишет автор.
СПРАВКА «НБ»
Онлайн-журнал и галерея молодого современного искусства «Структура» занимается изучением локальной культуры Белгородской области и Черноземья. С 2021 года площадка активно развивает современное культурное пространство региона, работает над созданием идей и проектов, стимулирующих дискуссии и обмен опытом в арт-сфере, организует мероприятия, выставки, лекции и другие социокультурные проекты, чтобы вдохновлять и поддерживать местное художественное сообщество.
Среди изобразительных жанров — скетчи-заметки, представленные творческим объединением DZHART (Анна и Ева Джафаровы), а также инсталляция и фотодокументация от Софьи Орешкиной и зарисовки Ольги Алексеенко.
«Каждый по-своему справляется со стрессом… Для меня творчество всегда обладало большим терапевтическим эффектом, выручало меня в самые сложные времена. Но сейчас и оно уже не очень помогает», — признаётся Ольга Алексеенко. А для аннотации к изображению искорёженного взрывом автомобиля автор и вовсе не может подобрать слов, кроме «Здесь был человек!».
После чудовищного теракта в «Крокус Сити Холле» устроители онлайн-выставки окончательно решили, что обязаны её продолжить, так как она несёт важное послание и терапевтическую функцию.
«Мы хотим обнять и принести утешение, помочь каждому справиться с невосполнимой утратой. Сейчас, как никогда, важна поддержка и сплочённость для каждого из нас», — пишут они в своём журнале.
В этот день экспонировались работы Ксении Ланиной, Анны Лалаян и Анастасии Аболымовой.
«Персональная бездна, в которой я находилась, вновь и вновь побуждала меня испытывать весь спектр чувств на пути к принятию ударов судьбы. Поняв себя, а точнее, эмоции, которые я испытывала, я создала серию картин «Принятие неизбежного факта», состоящую из пяти чувств: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие. Эта картина — путь, который заставляет рассыпаться по частицам, вновь собираться и смотреть прямо в «лицо» действительности. Процесс создания самой картины был собственным исцелением», — рассказывает Анна Лалаян. А о своей картине «Последняя капля терпения» она говорит так: «Само название символизирует состояние внутреннего напряжения, близкого к пределу. Но в итоге этого предела будто бы и вовсе нет. Сильные эмоции иногда зашкаливают настолько, что я нахожусь на грани того, чтобы потерять контроль над собой, но осознаю, что не имею права!».
В следующей красочной подборке встретились такие разные и эмоциональные работы Оксаны Горячих, Дианы Дударевой и Валерии Буниной.
«Вечером 29 декабря я укладывала ребёнка спать, мы весело клеили друг на друга наклейки, а за окном проносились звуки сирен. Тогда я ещё не знала, что нас ждёт 30 декабря, но мысленно обращалась к хранителям города. Это стало отправной точкой для создания серии работ, где я на фото накладываю свой творческий смысл», — пишет Диана Дударева в аннотации к работе «Спи спокойно, любимый район».
«Как бы я хотела штрихом карандаша укрыть магической шалью Белгород, но увы… Пусть хотя бы на моих иллюстрациях ангелы города превращают осколки в лепестки цветов», — делится она своими чувствами, говоря о работе «Укрою лепестками цветов», сделанной на основе фото Антона Хаварова.
На седьмой день три картины были проданы. Стало очевидным, что такой онлайн-формат весьма востребован — подписчикам и гостям выставки импонирует возможность посетить её не за один день, а заходить вновь и вновь, каждый раз знакомясь с новым автором и делая новое открытие в области искусства. Кроме того это отличный способ поддержать друг друга. На эту тему Анастасия Савицких и Алёна Столетова сделали видеоарт с работами участников выставки «Сори, что опять голосовое». «Мне нравится, что на выставке собраны разные работы в плане эмоциональности и отношения — точки зрения на текущую ситуацию. Тут есть и реально утешающие, и какие-то домашние, и с надрывом, и поднимающие дух. И мне кажется, очень важно показать весь этот диапазон. Я смотрю на то, как люди откликаются, и становится как- то легче и хочется дальше рисовать, творить и не то что верить в завтрашний день, но хотя бы жить сегодняшним и делать что-то для будущего», — звучит в нём послание художницы Анастасии Савицких.
Марина МИНДОЛИНА
ФОТО T.ME/STRUCTURE_MAG