— Милада Ресульевна, как называется ваш курс в БГИИК и чему он учит?
— Специальность, которую я преподаю, называется «Художник-график: искусство книги». Я веду занятия с первого курса по шестой и курирую дипломные работы. Конечно, захватываю и анимационный профиль. Программа «Художник анимации и компьютерной графики». Мы с аниматорами встречаемся два года, дисциплина моя называется «Общий курс композиции». Я даю им основы и приёмы, которые они потом могут применять в своих творческих работах: мультфильмах, рекламе или медийном сопровождении мероприятий. Образовательная цель для аниматоров — научиться создавать образы, персонажи. И потом из этих образов делать что-то полнометражное. Мы учимся передавать эмоции за счёт линий, тона, штриха. Студенты у меня рисуют на бумаге.
— Насколько сейчас анимация востребована как специальность?
— Анимация — это искусство будущего! Это ведь не только мультфильмы, но и спецэффекты в кино, рекламе, да где угодно. Анимация — передовая отрасль искусства, ибо это движущаяся картинка, а не статичное изображение, к которому все привыкли.
СПРАВКА «НБ»
День российской анимации был учреждён указом Президента России Владимира Путина в 2022 году в честь 110-летия выхода в свет первого русского анимационного фильма «Прекрасная Люканида, или Война рогачей с усачами», премьера которого состоялась 8 апреля 1912 года.
— С чего нужно начать, какими навыками обладать, чтобы стать аниматором?
— Желательно, конечно, начать с художественной школы. Там учат и рисунку, и живописи, и цветоведению — это необходимая база. Поэтому без начальной школы никак не обойтись. Нужно уметь хорошо рисовать, виртуозно, я бы сказала, чтобы получились приличные анимационные, мультипликационные фильмы. Любой рисунок строится на постоянных навыках, каждый день нужно делать наброски, развивать в себе наблюдательность, подмечать детали. Обычный человек пройдёт и не заметит, а аниматор обязательно увидит что-то, недосягаемое для обывателя. После первого курса есть пленэрная практика, где студенты рисуют с натуры, и не просто рисуют, а трансформируют какой-то предмет в образ. Например, есть насекомое — оса или шмель. Студент рисует его таким, какое оно есть в природе, а после этого трансформирует в образ, создаёт персонаж.
— Российская анимация на данный момент является преемницей советской школы?
— Я считаю, что лучшие традиции надо обязательно перенять. Насколько мне известно, сейчас вплотную взялись за воссоздание советской анимационной школы, акцент сделан на нашем прекрасном «Союзмультфильме». И конечно, современные методы, которые есть и у нас, и за рубежом, надо попытаться совместить с той самой школой, которая была. Мне не нравятся западные мультфильмы, если честно, они чересчур динамичные, быстрые. У нас другой менталитет, нам надо подумать, пофилософствовать над любым произведением.
— А какие у вас любимые мультфильмы?
— «Винни-Пух и все-все-все» наш — это шедевр. «Котёнок по имени Гав» — вроде для маленьких, но как он нарисован, с какой любовью, как приятно эстетически воспринимать этот мультфильм, он остаётся в душе. Там прекрасно прослеживается воспитательная линия: что такое хорошо и что такое плохо, где надо быть осторожным, где проявлять отвагу, там очаровательный юмор. Мне кажется, что без юмора вообще не должно быть мультфильмов. Мы должны воспитывать зрителя, а не просто показывать картинку.
— Насколько сложно нарисовать мультфильм? Сколько времени может уйти на это?
— Когда наши студенты-дипломники делают свою выпускную работу, то они успевают за целый год сделать трёхминутный ролик. Получается, за 9 месяцев учёбы — 3 минуты готового продукта. Я знаю, что на больших анимационных студиях много разных художников и специалистов. Каждый занимается своим: кто-то рисует только фон, локации, кто-то делает только персонажей, кто-то занимается озвучкой. И этот союз даёт результат, и это не один год и не два. Это очень кропотливый труд. Анимация — это свой большой и сложный мир.
— А как технический прогресс сказался на новом поколении студентов?
— Конечно, у всех есть электронные планшеты для компьютерной графики, и сейчас студентов нужно просто заставлять рисовать руками. Чтобы не терять эти навыки, не забывать основы. Прогресс — это хорошо и упрощает процесс, безусловно. Но не всё надо упрощать. Живой рисунок нельзя ничем заменить — это душа и эмоции.
Беседовала Ксения МЕДВЕДЕВА
ФОТО АВТОРА