В Белгородском художественном музее открылась выставка живописи «Купе». Она посвящена современному реалистическому искусству России. В экспозицию вошли более 80 живописных произведений авторства ведущих художников страны: Сергея Гавриляченко, Юрия Грищенко, Валерия Полотнова и Алексея Суховецкого.
Авторы, словно попутчики в купе, предлагают «поговорить по душам», делятся самым сокровенным, важным и трогательным. Ощущение, будто мы все, посетители этой экспозиции, давно знакомы, можем часами разговаривать по душам, и, наверное, остановить время. Работы мастеров позволяют взглянуть внутрь себя и на мир снаружи, на историю нашей великой страны и свою личную, возможно, не менее великую. Художники объединились с одной целью — показать зрителям пути и линии развития современной реалистичной живописи. Глядя на работы мастеров, кажется, будто мы проносимся в нашем купейном вагоне мимо городов и усадеб, один пейзаж сменяет другой: мир русской деревни, плотная застройка мегаполисов, старые парадные или люди, живущие своей жизнью. Авторы работ объединены многолетней дружбой и общими взглядами на развитие изобразительного искусства. Самое ценное, что к каждому из авторов можно подойти и поделиться своими эмоциями и ощущениями от той или иной работы, увидеть в ответ искреннюю улыбку, после которой диалог переходит в ещё более душевную форму. Работы мастеров будто писались ими в один период и в одном пространстве — такая синергия присутствует между ними. Но это, конечно, не так. Разный период написания, разные обстоятельства, опыт и, конечно, почерк, но дух и атмосфера картин — едины.
— Я очень рад, что нам сегодня удалось встретиться на открытии этой замечательной, уникальной выставки. Что этот скорый поезд с его купе после долгого путешествия по России приехал и к нам в Белгород. Я уверен, что, несмотря на все сложности, белгородцы придут в наш музей, здесь будет, как всегда, много молодёжи и детей. Здесь не просто есть на что посмотреть, здесь есть чему научиться. За это вам низкий поклон, — сказал министр культуры региона Константин Курганский.
У каждого из авторов свой узнаваемый и неповторимый почерк, глубина мысли. Каждый из них достигает эффекта разным художественным языком, что, безусловно, добавляет во многие работы и драматизм, и нотки печали, и, конечно, ощущение невыносимой лёгкости бытия. Алексей Суховецкий показывает разную Москву на стыке эпох, в разных архитектурных образах («Гроза», «Пейзаж с мостом»). Юрий Грищенко работает в жанре исторической картины. Он обращается к традициям русской усадебной жизни XVIII-XIX веков, передаёт ощущение минувшего времени своим авторским почерком («Начало весны», «Осенний ветер. Кусково»). Главный герой картин Сергея Гавриляченко — он и, конечно, жизнь. Это истории одинокого «маленького человека», через его полотна чувствуешь боль и страх, но эти эмоции спустя время сменяются другими, когда хочется протянуть этому герою руку помощи, поделиться своим теплом. Ты будто вместе с автором пропускаешь все эти тяготы через себя. На всех холстах находишь личное. Работы показывают нам мастера как глубоко думающего и философского художника («Наедине с самим собой», «Зима»). Валерий Полотнов находит вдохновение в архитектуре малых городов России, в деревнях и сюжетах, как будто из детства. Деревянные дома и узкие улочки, рыбачащие дети, маленькие одноэтажные домики-срубы и настолько тёплые цвета, что хочется перенестись на эти улицы. («Март на реке Мсте», «Зимний вечер», «Тишина»). В его работах много воздуха, кислорода — хочется дышать полной грудью.
— Мы все одного возраста, мы все по образованию «суриковцы», сердечные привязанности наши схожи, — поделился народный художник России Сергей Гавриляченко. — Мои коллеги достойнейшим образом представили свои работы в вашем музее. Я отношусь к тем, кто, пытаясь понять, как устроена наша родовая жизнь, не забывает о том, что в русской истории есть периоды сосредоточений. Так вот, Россия сейчас не сердится, Россия сосредотачивается!
Глядя на работы художников, приходишь к мысли, что они раскрывают отношение к повседневной жизни, исследуя, безусловно, свой мир, но впуская зрителя, гостя и давая ему почву для размышления. Название выставки «Купе» точно и ёмко передаёт атмосферу и самой экспозиции, и той творческой душевной близости между товарищами.
— Я в восторге от выставки. Потому что мы привыкли, что современное искусство — это часто что-то абстрактное, не очень понятное, а тут шикарные картины, настоящие мастера, с которыми можно поговорить, и конечно, я заметила у этих работ особое настроение и жизненный опыт, — поделилась впечатлениями Ирина, студентка второго курса факультета журналистики.
Так бы и ехал в этом купе, слушал разговоры мудрых людей, смотрел на пейзажи за окном и задавал вечные вопросы «Как жить над пропастью во ржи?», но надо помнить, что рано или поздно любой поезд прибывает на конечную станцию…
Выставка продлится до 13 апреля.
Ксения МЕДВЕДЕВА
ФОТО АВТОРА