Под стук колёс

Провожающих просят покинуть вагоны. Стук колёс, запах постельного белья, только что расстеленного на полке, гранёные стаканы играют бликами, ароматы домашней еды, аккуратно собранной в дорогу. Возможно, дальнюю, а возможно, и нет. Случайные попутчики, которые сопровождают нас на протяжении всего маршрута из точки А в точку Б, их мысли и истории из жизни.

В Белгородском художественном му­зее открылась выставка живописи «Купе». Она посвящена современному реалисти­ческому искусству России. В экспозицию вошли более 80 живописных произведе­ний авторства ведущих художников стра­ны: Сергея Гавриляченко, Юрия Гри­щенко, Валерия Полотнова и Алексея Суховецкого.

Авторы, словно попутчики в купе, пред­лагают «поговорить по душам», делятся самым сокровенным, важным и трога­тельным. Ощущение, будто мы все, по­сетители этой экспозиции, давно знакомы, можем часами разговаривать по душам, и, наверное, остановить время. Работы ма­стеров позволяют взглянуть внутрь себя и на мир снаружи, на историю нашей ве­ликой страны и свою личную, возможно, не менее великую. Художники объедини­лись с одной целью — показать зрителям пути и линии развития современной ре­алистичной живописи. Глядя на работы мастеров, кажется, будто мы проносимся в нашем купейном вагоне мимо городов и усадеб, один пейзаж сменяет другой: мир русской деревни, плотная застройка мега­полисов, старые парадные или люди, жи­вущие своей жизнью. Авторы работ объ­единены многолетней дружбой и общими взглядами на развитие изобразительного искусства. Самое ценное, что к каждому из авторов можно подойти и поделиться сво­ими эмоциями и ощущениями от той или иной работы, увидеть в ответ искреннюю улыбку, после которой диалог переходит в ещё более душевную форму. Работы ма­стеров будто писались ими в один период и в одном пространстве — такая синергия присутствует между ними. Но это, конеч­но, не так. Разный период написания, раз­ные обстоятельства, опыт и, конечно, по­черк, но дух и атмосфера картин — едины.

— Я очень рад, что нам сегодня удалось встретиться на открытии этой замечатель­ной, уникальной выставки. Что этот скорый поезд с его купе после долгого путеше­ствия по России приехал и к нам в Белго­род. Я уверен, что, несмотря на все слож­ности, белгородцы придут в наш музей, здесь будет, как всегда, много молодёжи и детей. Здесь не просто есть на что посмо­треть, здесь есть чему научиться. За это вам низкий поклон, — сказал министр куль­туры региона Константин Курганский.

У каждого из авторов свой узнаваемый и неповторимый почерк, глубина мысли. Каждый из них достигает эффекта раз­ным художественным языком, что, без­условно, добавляет во многие работы и драматизм, и нотки печали, и, конечно, ощущение невыносимой лёгкости бытия. Алексей Суховецкий показывает разную Москву на стыке эпох, в разных архитек­турных образах («Гроза», «Пейзаж с мо­стом»). Юрий Грищенко работает в жанре исторической картины. Он обращается к традициям русской усадебной жизни XVIII-XIX веков, передаёт ощущение минувшего времени своим авторским почерком («На­чало весны», «Осенний ветер. Кусково»). Главный герой картин Сергея Гаврилячен­ко — он и, конечно, жизнь. Это истории оди­нокого «маленького человека», через его полотна чувствуешь боль и страх, но эти эмоции спустя время сменяются другими, когда хочется протянуть этому герою руку помощи, поделиться своим теплом. Ты будто вместе с автором пропускаешь все эти тяготы через себя. На всех холстах на­ходишь личное. Работы показывают нам мастера как глубоко думающего и фило­софского художника («Наедине с самим собой», «Зима»). Валерий Полотнов на­ходит вдохновение в архитектуре малых городов России, в деревнях и сюжетах, как будто из детства. Деревянные дома и узкие улочки, рыбачащие дети, маленькие одноэтажные домики-срубы и настолько тёплые цвета, что хочется перенестись на эти улицы. («Март на реке Мсте», «Зимний вечер», «Тишина»). В его работах много воздуха, кислорода — хочется дышать пол­ной грудью.

— Мы все одного возраста, мы все по образованию «суриковцы», сердечные привязанности наши схожи, — поделился народный художник России Сергей Гав­риляченко. — Мои коллеги достойнейшим образом представили свои работы в ва­шем музее. Я отношусь к тем, кто, пытаясь понять, как устроена наша родовая жизнь, не забывает о том, что в русской истории есть периоды сосредоточений. Так вот, Россия сейчас не сердится, Россия сосре­дотачивается!

Глядя на работы художников, прихо­дишь к мысли, что они раскрывают отно­шение к повседневной жизни, исследуя, безусловно, свой мир, но впуская зрителя, гостя и давая ему почву для размышле­ния. Название выставки «Купе» точно и ёмко передаёт атмосферу и самой экспо­зиции, и той творческой душевной близо­сти между товарищами.

— Я в восторге от выставки. Потому что мы привыкли, что современное искусство — это часто что-то абстрактное, не очень понятное, а тут шикарные картины, насто­ящие мастера, с которыми можно погово­рить, и конечно, я заметила у этих работ особое настроение и жизненный опыт, — по­делилась впечатлениями Ирина, студент­ка второго курса факультета журналистики.

Так бы и ехал в этом купе, слушал раз­говоры мудрых людей, смотрел на пейза­жи за окном и задавал вечные вопросы «Как жить над пропастью во ржи?», но надо помнить, что рано или поздно любой поезд прибывает на конечную станцию…

Выставка продлится до 13 апреля.

 

Ксения МЕДВЕДЕВА
ФОТО АВТОРА

Exit mobile version