Под огнём на мосту

24 марта исполнилось 25 лет с начала натовских бомбардировок Югославии. К этой дате в белгородском музее-диораме была подготовлена выставка документальных снимков известного сербского фотохудожника и журналиста Мартина Цандира, торжественное открытие которой несколько раз переносилось, да так и не состоялось из‑за оперативной обстановки в городе.

И всё-таки выставка начала свою ра­боту, на ней даже успел побывать специ­ально приехавший для этого в наш регион из сербского города Нови-Сад доктор Не­бойша Кузманович — директор государ­ственного архива Воеводины (автоном­ного округа на севере Сербии), который в том числе занимается сбором свиде­тельств военных преступлений и пре­ступлений против человечества. Именно архив Воеводины предоставил органи­заторам — Институту сербского языка и коммуникаций БГТУ им. В.Г. Шухова — эти уникальные кадры.

СПРАВКА «НБ» 

Агрессия НАТО в Югославии началась в ответ на отказ предоставить автономию Косово, осуществлялась без согласия ООН и под предлогом «гуманитарной миссии». Территории современных Сербии и Черногории подвергались непрерывным бомбардировкам Североатлантического альянса (18 стран) в течение 78 дней. На наземные объекты, только по официальным данным, было выпущено 15000 гранат и 22000 тонн взрывчатки, 150 контейнеров с кассетными бомбами, а также большое количество тепловизионных и графитовых бомб, использование которых запрещено большинством международных конвенций. Погибло, по разным данным, от 2500 до 6000 человек, были разрушены военные, промышленные и социальные объекты с общим ущербом порядка 30 млрд долларов, а ущерб экологии и национальному достоинству до сих пор невозможно посчитать.

— Я приехал, чтобы открыть выставку, которая призвана показать белгородцам, что сербы тоже пострадали от действий НАТО. На этих 30-ти фотографиях пока­заны все те беды, которые сербский на­род претерпел от этих действий. А ещё я хотел быть в это время здесь, с вами, чтобы оказать поддержку в момент, ког­да особенно тяжело, — сказал сербский гость.

Доктор Кузманович отметил, что по­нимание истинной свободы и справедли­вости, система традиционных ценностей, отличная от постмодернистской западной морали, сближают наши народы и терри­тории. В наши земли в средние века мас­сово мигрировали сербы, значит, сейчас здесь подвергаются угрозе уничтожения и потомки этих людей. А имена наших го­родов — Белгород и Белград — наилучший показатель культурной близости и друж­бы. Белград бомбили во время всех войн, теперь страдает Белгород.

— Очень тяжело сохранять самообла­дание, когда воют сирены и летят раке­ты, но вы знайте, что вы на правильной стороне истории. Я надеюсь, несмотря на оперативную обстановку, горожане смогут побывать на этой выставке и уви­деть, каково нам было тогда, помолятся о наших погибших, а я расскажу сербам, каково вам здесь сейчас, и мы все вме­сте будем молиться за вас. Злые люди не понимают, что правду невозможно за­душить. Очень интересный факт: на днях в Совбезе ООН Россия получила отказ в ответ на предложение обсудить бом­бардировки Югославии. Думаю, что мы с вами сейчас претерпеваем одинаковые угрозы и нападки, — отметил он.

Небойша Кузманович также вспомнил, как во время бомбардировок Югославии тысячи людей с песнями выходили на мосты, которые войска НАТО собирались бомбить, чтобы не дать им совершить за­думанное.

— Эта выставка с каждым днём стано­вится всё более актуальной и острополи­тической. Мы посвящаем её памяти жертв не только агрессии НАТО в Югославии, но и обстрелов Белгорода и теракта в подмосковном «Крокус Сити Холле», — отметила директор Институту сербского языка и коммуникаций БГТУ им. В.Г. Шу­хова Виктрия Ряпухина.

От имени принимающей стороны она заверила гостя, что, несмотря на отмену запланированного торжества с участи­ем большого количества гостей, откры­тие выставки всё равно состоялось. Это подтвердили и журналисты, участники встречи, отметив, что сам приезд доктора Кузмановича в неспокойное для региона время и нахождение его рядом с белго­родцами под обстрелами сродни тому са­мому стоянию на мосту плечом к плечу.

— Мы хотели сопоставить события 25-летней давности в Югославии с сегод­няшними событиями на Белгородчине. Сейчас мы подвергаемся постоянным те­рактам и вынуждены жить в страхе за род­ных и близких. Поэтому открытие такой вы­ставки — очень значимое для нас событие. К сожалению, мы пока не можем прово­дить мероприятия, но музей-диорама про­должает работать, и ту миссию по сохра­нению исторической памяти, которую мы взяли на себя, мы выполняем и даже нара­щиваем обороты деятельности, используя интернет. Эта выставка говорит о геноци­де, который пережил сербский народ, ко­торый переживали мы в годы Великой От­ечественной войны и переживаем сейчас. Но уничтожить русских в принципе невоз­можно. Наши воины нас защищают, мы, в тылу, тоже отстаиваем интересы страны. И мы знаем: победе быть, — отметила ди­ректор музея-диорамы Елена Чефонова.

Выставка документальных фотогра­фий Мартина Цандира неслучайно назы­вается «(Не)милосердный ангел».

— Это вызов циничному кодовому на­званию «Милосердный ангел», которое дали натовцы своей операции против Югославии, поэтому слово «немилосерд­ный» не берётся в кавычки. Экспозиция призвана показать все ужасы войны с использованием бесконтрольных бом­бардировок гражданских объектов, — рас­сказал в ходе экскурсии по экспозиции заведующий отделом научно-экспозици­онной и выставочной работы музея-дио­рамы Максим Бирюков.

На снимках — уничтоженные объекты инфраструктуры, искорёженные автомо­били и пострадавшие люди. Послание фотографа без слов поймёт каждый уви­девший его работы.

Выставка «(Не)милосердный ангел» проводится при поддержке правитель­ства Белгородской области и Посольства Республики Сербия в Российской Феде­рации. Планируется, что в ближайшие две недели она будет экспонироваться в Белгородском государственном истори­ко-художественном музее-диораме «Кур­ская битва. Белгородское направление», а впоследствии станет передвижной.

 

Марина МИНДОЛИНА
ФОТО БОРИСА ЕЧИНА И ДЕНИСА БОБКОВА

Exit mobile version