«Надо быть открытым всему новому»

Всё больше авторов сегодня творят совместно с искусственным интеллектом. Как влияют цифровые технологии и нейросети на развитие современного искусства? Как художники воспринимают цифровую среду и относятся к нейросетям? Об этом - разговор с графическим дизайнером, независимым куратором выставок и междисциплинарным художником Софьей Орешкиной.

— Софья, с чем связана возрастаю­щая популярность цифрового искус­ства?

— Я думаю, цифровое искусство мо­бильно и требует минимального количе­ства материальных ресурсов. Диджитал художнику не нужна отдельная мастер­ская, холсты и краски. Можно ограничить­ся ноутбуком, планшетом, смартфоном.

Популярность цифрового искусства во многом связана с тем, что мы много времени проводим в сети. Огромное вли­яние, как мне кажется, оказал дизайн, а также пандемия COVID-19. Некоторые га­лереи продолжают вести весьма успеш­ную онлайн-деятельность. В силу своей профдеформации я отношусь к диджитал арту нейтрально. Но все-таки хочется уйти от «цифры». Духовная и материаль­ная ценность вещей, созданных вручную, гораздо важнее для меня.

— Некоторые искусствоведы по­лагают, что в произведениях диджи­тал арта идея первична, а эстетика вторична.

— Не всегда. Всё зависит от исходных данных и поставленных задач, контекста. Современное искусство очень живое и подвижное, оно может быть непонятным и далёким, непредсказуемым или, наобо­рот, соответствовать мировым трендам, стандартам. Его можно сравнить с модой. Мода — это не всегда про эстетику и удоб­ство, глубокую смысловую нагрузку.

— Классическое искусство призва­но воспитывать личность, художе­ственный вкус. Что можно сказать о цифровом искусстве? Для чего оно?

— Я бы поспорила. Взять, к примеру, средневековое искусство. Да, это вели­кие, исторические вещи, но как они могут повлиять на воспитание или формирова­ние художественного вкуса, если человек этого не понимает или ему неинтересно?

Сотрудники музеев мне говорили, что, организовывая выставки современного искусства, я перечёркиваю традиционные и привычные для понимания жанры, вы­ступая против пейзажей и натюрмортов. Это вызывает у меня, скорее, смех, чем вопрос. Я имею как классическое художе­ственное образование, так и академиче­ское. Но для меня это всё рамки, которые лишь ограничивают видимость. Сейчас можно использовать любой медиум (спо­соб самовыражения. — Прим. ред.). Если ты с уважением относишься к прошлому, к так называемой базе, но не ограничи­ваешься только ею, то современное ис­кусство дарует тебе свободу видения и возможность интерпретаций через лю­бую технику. Собери все свои цифровые работы в единый проект с концепцией или проведи интересное исследование — и это даст новую точку зрения. Возможно, аудитория оценит.

— Как оценивать цифровые рабо­ты? Как понять, что это, например, стоящая картина?

— Ценность объекта определяет сам человек. Если говорить о масштабах общества, то не всегда понятно, чем оно руководствуется. Но иногда тренды и спрос можно предсказать, опираясь на прошлый опыт. Как правило, покупка ра­бот молодых и неизвестных художников представляет риск для коллекционеров. Произведения художников с внушитель­ным послужным списком, конечно же, оцениваются дороже.

Чувство стиля и вкуса являются для меня внутренними навигаторами, кото­рые помогают ориентироваться в океане безвкусицы. Необходимо также трениро­вать насмотренность, причём не только визуальную, желательно включать в свой образовательный репертуар литературу, музыку, театр, путешествия и полезные знакомства.

— Как вы думаете, цифровое искус­ство рассчитано на широкую ауди­торию или только на тех, кто разби­рается в искусстве?

— Культурные реалии таковы, что во­влечённость людей в искусство очень низкая. Многие воспринимают художни­ков несерьёзно, и ими, возможно, движет потребительский интерес. Меньше всего человек задумывается о том, как устрое­ны вещи, кто их придумал.

Когда я пришла учиться на факуль­тет дизайна архитектурной среды, меня впечатлила одна фраза, после которой я поняла, что хочу созидать: «Оглянитесь вокруг: всё, абсолютно всё, что вы види­те, — это дизайн». Стул и стол, за которы­ми сидите каждый день, дом, в котором живёте, придумал художник-инженер.

Если человек не стремится познать простые вещи, сложные для него недо­сягаемы. Я не делаю акцент на том, что искусство доступно лишь избранным, оно доступно всем и каждому, надо быть от­крытым новому.

— Диджитал арт у многих ассоции­руется с NFT — невзаимозаменяемым токеном (цифровым сертификатом, заменителем ценных бумаг. — Прим. ред.). Но ведь это уже больше бизнес, нежели искусство?

— Диджитал арт — это всего лишь ме­диум или одна из вариаций возможных техник. На модных ярмарках современ­ного искусства в равной степени выстав­ляют как живопись, графику, объекты, так и диджитал арт. Всё зависит от мод­ных веяний, спроса, вкуса. У цифровых произведений есть ограничение в тира­же, это может быть только пять напеча­танных постеров или один эксклюзивный видеоарт.

NFT — это валюта, уникальный токен, который даёт возможность приобрести права на исходное изображение. И, кста­ти говоря, на онлайн-площадках прода­ваться могут не только диджитал изобра­жения, но и цифровые копии картин.

— Изображения, сгенерированные нейросетями, можно считать циф­ровым искусством?

— Нейросети — это инструмент в уме­лых руках для креативных проектов и экс­периментов. Искусственный интеллект фильтрует огромное количество баз дан­ных за считанные секунды, быстрее, чем наш мозг, но это не означает, что машины наделены эмоциональным интеллектом. Местами нейросети действительно об­легчают жизнь, лично мне интересно их использовать в формировании какой-то новой действительности. За последние пару лет от заказов в сфере дизайна у меня отказались только два клиента, но это их выбор. Те, кому важно присутствие специалиста, продолжают работать со мной, и это только увеличивает ценность интеллектуального труда.

— Вам приходилось работать с цифровыми художниками? Если да, то расскажите, пожалуйста, о вы­ставках с их участием и подготовке экспозиций.

— Да, приходилось. Я и сама как ху­дожник делала и делаю цифровые про­изведения. Фотографии, видео, звук, по­стеры, иллюстрации, AR (дополненная реальность. — Прим. ред.), VR (вирту­альная реальность. — Прим. ред.) и даже компьютерные игры — это тоже цифровое искусство. Большинство художников сей­час позиционируют себя междисципли­нарными, они работают с несколькими медиумами сразу, совмещая разные на­правления.

Постеры, иллюстрации, изображения и фотографии могут экспонироваться как графика, чаще всего это разноформат­ная печать или печать на холстах. QR‑код позволяет добавить звук, видео, AR. Ви­деоарт можно проецировать на стены, показывать на экранах, а иммерсивные спектакли слушать в наушниках. Чем луч­ше площадка оснащена технически, тем больше возможностей интересно выстро­ить экспозицию выставочного проекта.

— Как бы вы охарактеризовали раз­витие цифрового искусства в Белго­родской области и других регионах России?

— Для столичных площадок цифровые технологии уже не в новинку. Больше все­го мне понравилась идея одной из гале­рей: на сайте сотрудники разместили вы­ставочное пространство, 3D-комнату.

В Белгородской области искусство даже в своей традиционной форме не особо пользуется спросом. Но, повто­рюсь, у «цифры» путь гораздо проще: для распространения работы достаточно интернета.

В регионе преобладает, скорее, ком­мерческий и понятный формат искусства, например, интерьерная живопись и ро­спись стен. Цифровая визуальная куль­тура представлена в основном иллюстра­цией и дизайном.

 

Беседовала Полина БЫКОВА
ФОТО ЕЛЕНЫ СВЕТЛОЙ / ООО «МЕДИАЦЕНТР» С САЙТА OSKOL.CITY, ВЛАДИМИРА ЮРЧЕНКО / BELPRESSA.RU и T.ME/STRUCTURE_MAG

Exit mobile version