— Отец Михаил, как православие понимает слово «любовь». Это ведь не чувство между мужчиной и женщиной, которое мы привыкли подразумевать под этим словом?
— Любовь — это, наверное, вовсе не чувство. Это состояние, в котором находится человек в отношении другого человека. И из этого состояния очень тяжело выйти.
— Именно такой любви учит нас Христос, говоря «относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе»?
— Да, именно так.
— Это состояние нужно в себе воспитывать?
— Скорее, взращивать. Если говорить на примере взаимоотношений мужчины и женщины, то вначале они испытывают влюблённость — очень сильную эмоцию, и потом тяжёлым трудом над собой они из неё могут воспитать любовь. Лет через 10-15 появляется то самое состояние любви, при котором уже неважно, например, как выглядит человек — другой не перестаёт его любить, несмотря ни на какие изменения.
— С какого возраста можно взращивать в себе любовь, и кто ответственен за это?
— Бесспорно, это делают родители. До 18 лет они обычно делятся любовью с ребёнком, а после — ребёнок уже отдаёт им то, что получил. Но сейчас, к сожалению, мы разные вещи понимаем под словом любовь. Кому-то кажется, что это что-то такое милое, розовое и пушистое, но это не так. Вот простой пример: папа гуляет с маленьким ребёнком, тот залез в лужу, в грязь, испачкался, промок и замёрз. Папа, который любит своего ребёнка, не будет долго и ласково его уговаривать, а быстро подойдёт, вытащит и строго скажет, чтобы больше такого не повторялось. Это будет любовью и заботой, хотя кто-то может подумать, что имеет место проявление агрессии или злобы. Или другой пример: родители ведут ребёнка к стоматологу. Они понимают, что будет больно, возможно, даже держат его во время манипуляций врача, а он сильно плачет и кричит. Но почему они так поступают? Из любви к нему. Поэтому нужно понимать, что любовь не всегда — это что-то нежное и приятное, она может причинять боль во благо человека.
— С любовью неразрывно связано прощение, не так ли? Как строить отношения с человеком, если он очень сильно тебя обидел?
— У любви очень много граней: уважение, забота, прощение. Что касается последнего, тут важно понимать, что простить не равно забыть. Если мы хотим простить, мы не забудем. Вот, например, мужчина болен алкоголизмом и много боли принёс своей семье. В какой-то момент он решает лечиться и ложится в клинику. Ему удаётся побороть недуг, он возвращается и просит прощения у своей семьи. Его прощают, но при этом понимают, как ему нелегко, и поэтому в любой праздник на столе не появляется алкоголь. Они простили, но помнят, что у него есть слабое место. То есть простить — значит принять человека с его немощью.
— Если человек сделал мне больно, и я забыл уже эту боль, но дальше не хочу общаться с ним, это нормально?
— Это выбор самого человека — общаться или нет. Если заставлять себя общаться, не имея желания, это будет лицемерием. Нужно отдавать себе отчёт, что мы чувствуем в отношении другого человека, и понимать, что эти чувства наши, ведь только мы являемся авторами своих чувств. Это субъективный фактор. Обидеть невозможно, можно обидеться. Всё зависит от восприятия. Мы знаем массу примеров, скажем, в жизнеописании святых, которых как только ни оскорбляли, но они продолжали с любовью относиться к обидчикам. Но если человек так не может, лучше не врать и не лицемерить. Быть честными — это всё, что у нас есть.
— Как помогать близким и любимым людям? Если человек затрудняется в чём-то, стоит ли самим предлагать помощь? Стоит ли настаивать, если он отказывается?
— Великий психолог и психотерапевт Эрих Фромм определяет любовь как яркую и острую заинтересованность в развитии другого человека. В Евангелии есть такая история, когда сын просит у отца рыбы, а тот даёт ему удочку. Забота не даёт нам права делать то, что мы хотим. Проявляя заботу о человеке, мы должны убедиться, что она не будет ему во зло, и потом очень деликатно предложить свою помощь. Делая что-то за человека, мы порой роем ему яму. Что такое постоянно давать списывать двоечнику? Вроде бы добрый поступок, но он же опять ничего не выучит. В конце концов он получит плохое образование, и много других последствий из этого может быть. Поэтому иногда умение сказать «нет» в ответ на просьбу о помощи тоже дорогого стоит.
— Православие учит любви к ближнему. А кто такой ближний?
— В Евангелии Господь отвечает на этот вопрос притчей о том, как шёл человек из Иерусалима в Иерихон, на него напали разбойники, сильно избили и бросили на дороге. Проходил священник мимо, служитель ветхозаветной церкви, а потом шёл самарянин — человек других взглядов, неверный. Именно он увидел нужду человека и помог ему. И тут Христос спрашивает, кто же ближний здесь — единоверец или тот, который помог? Поэтому, если мы видим, что кто- то нуждается в помощи, мы считаем его ближним и помогаем. В семейных отношениях и подавно. Легко любить каких- то условных «голодающих в Африке» и тяжело любить тех, кто нас окружает, потому что мы соприкасаемся часто с не вполне положительными сторонами нашего характера. Ближний — это тот, кто находится прямо сейчас возле меня, неважно, знаком он или нет.
— Как, на Ваш взгляд, сейчас у нас обстоят дела с помощью ближнему?
— Каждый может служить ближнему в рамках своей сферы деятельности: повар может готовить, как себе, и врач лечить так, будто пациент — его самый близкий друг. Есть масса волонтёров, которые заботятся о других, — посещают пожилых людей и других нуждающихся в помощи. Это всё — служение ближнему. Не нужно этого ближнего искать, достаточно оглянуться вокруг. Всегда есть тот, кто нуждается в нашей помощи. Бабушке-соседке сходить в магазин, другой помочь помыть окна перед Пасхой, надо только увидеть, что кому-то нужна помощь. Но многие люди не видят ничего, кроме себя.
— После обстрелов Белгорода сердца многих людей переполнены гневом, который может распространяться не только на ВСУ, но и на всех жителей сопредельного государства. Как разобраться в этой ситуации, как избежать такого надлома в душе?
— Простить врагу — это высшее проявление любви. Но как это сделать, единого рецепта нет. С одной стороны, гнев в ответ на несправедливость — это здоровая реакция, с другой — Господь всех простил, «ибо не ведают, что творят». Кому- то хватит пары лет, чтобы простить, другому и пары десятков мало будет. Самое лучшее, что мы можем сделать, это молиться об этих людях и просить Бога дать нам сил их простить.
— Как может повлиять информационное поле на формирование этих чувств? Ведь современные тренды поощряют зацикливание на себе?
— Любовь умножается только тогда, когда мы её отдаём. Если человек будет зациклен на себе, он рано или поздно придёт к тупиковой ситуации. И наоборот, человек, который думает о других, будет расцветать, и радость, которую он дарит, будет к нему возвращаться. Вот почему такое большое количество людей делают добро безвозмездно: им самим от этого хорошо. Любовь как бумеранг. Потому Господь и сказал: «Молитесь друг за друга». Делайте добро тем, кто вам делает всякого рода напасть, ибо то, что отдаёте, то и получите. Известный философ Иван Ильин говорит замечательные слова о том, что другой человек — это зеркало. Что ты делаешь, тем оно отвечает. Один нищий очень оригинально просил милостыню: он сидел за большим зеркалом, и, отдавая ему, человек видел себя и понимал, что он делает это для себя. Господь сказал, что любая милость накапливает сокровища на небе, то есть мы вкладываем в себя. И дело не в материальных благах. Способность что-то отдавать другому — это показатель того, что сердце живое, что мы умеем сопереживать, испытывать боль, когда другому больно. А вот неспособность испытывать жалость к тому же инвалиду — показатель того, что сердце очерствело.
— Если я вижу, как кого-то избивают, и тут уже словами делу не поможешь, могу я применить силу? Такая помощь не возбраняется?
— Нет, конечно. Нет большей любви, чем если кто-то жизнь отдаст за друзей своих. Мы знаем, что масса была святых воинов: люди, которые погибли на войнах, защищая свою страну, становились святыми. На войне убийство совершается ради спасения других и Господь его прощает. Русский воин на протяжении истории — это воин, который защищает, а не нападает, он не трогает женщин и детей. Мужественный человек применяет силу, только когда угрожают близким, слабым, немощным и так далее.
— Когда человек идёт на войну и вынужден убивать, он со временем теряет жалость и сожаление, его чувство человечности притупляется, как вернуть его потом?
— Богу под силу всё, надо молить его о помощи. К тому же есть масса кризисных центров, которые помогают в подобных случаях. Всё это очень сложно, но сделать можно, особенно если человек возвращается в семью. Если он будет окружён атмосферой добра, то сердце его оттает, и он вернётся к нормальной и спокойной жизни. Но должно пройти время. Как сказал один из философов, «я пытался быть менее злым — мне посоветовали любить, я чувствовал, что это не помогает — мне сказали удвоить дозу». То есть надо понимать, что человек прошёл через страшные вещи и научиться принимать его.
— Умение поставить себя на место другого человека способствует пониманию, любви к ближнему?
— Полноценно поставить себя на место другого практически невозможно, у каждого свой ум, своя душа. Сказать человеку: «Я тебя понимаю», можно только если испытал подобное. Тут речь не столько о понимании, сколько о принятии. А чтобы обозначить, что такое любовь, есть прекрасные слова апостола Павла: «Любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине… Любовь никогда не перестаёт».
Беседовал Сергей ЕЛИСЕЕВ
ФОТО БЕЛГОРОД-МЕДИА
Полную версию интервью смотрите по ссылке: https://vk.com/wall-113818503_57927