Фундамент — любовь и доверие

Как, прожив не один десяток лет вместе, сохранить тёплые чувства друг к другу, в чём секрет семейного счастья? Это точно знают Анатолий Никитович и Зоя Александровна Ивах, ведь на днях они отпраздновали бриллиантовую свадьбу.

Поверье о сазане

Прошло 60 лет с того дня, когда они поженились и даже повенчались. Но то, что браки всё-таки заключаются на небе­сах, правда. Судьба делает причудливые зигзаги, чтобы соединить разных людей из разных уголков необъятной страны. Так и они, парень из Украины и девушка из Казахстана, встретились, чтобы прой­ти всю жизнь рука об руку.

Анатолий Никитович родом из Харь­ковской области, вырос в многодетной семье, был третьим, младшим ребёнком. Отец погиб на фронте. То, послевоенное поколение, несмотря на тяготы жизни, стремилось к знаниям. После окончания семилетки парень поступил в техникум в Харькове и, получив специальность тех­ника-строителя, отправился по распреде­лению в Житомирскую область. Но про­работав всего два месяца, ушёл в армию, добровольно, ещё до призыва. Служил в Прикарпатье, а потом — в Венгрии. Вспо­минает, как участвовал в подавлении мятежа. После демобилизации вернулся в Харьков, учился в строительном инсти­туте, и после его окончания молодой ин­женер-строитель по направлению попал в Казахстан, на Всесоюзную комсомоль­скую стройку, Гурьевский химкомбинат.

А Зоя Александровна была старшей дочерью в семье, где росли пятеро ребя­тишек, и жила в этом городе. Папа умер рано, и девушка стала кормилицей се­мейства, работая в строительном тресте после учёбы в техникуме.

Их судьбоносная встреча произошла, когда молодёжь встречала новый, 1964‑й год. Девушек из треста пригласили на праздничный вечер, чтобы познакомить с молодыми ребятами, которые трудились на стройке.

Они до сих пор в подробностях вспо­минают и нарядную ёлку, и богатый стол, украшением которого был огромный, килограммов десять, фаршированный сазан. Это фирменное гурьевское ла­комство разлетелось в считанные мину­ты, и когда Анатолий подошёл к столу, на блюде осталась лишь рыбья голова. Когда он уже наклонился над ней, что­бы попробовать хоть что-то, услышал девичий голос: «У нас есть поверье — кто съест сазанью голову, останется тут на­всегда». Но парень не собирался жить в Гурьеве, хотел вернуться в родные края, поэтому невольно отпрянул. А молодой строитель-армянин сказал: «А я не боюсь остаться, уже подругу нашёл». И забрал голову рыбы.

А Анатолий заинтересовался девушкой, поведавшей о местном обычае, — пригла­сил её на танец, а потом проводил домой.

Зоя Александровна признаётся, что вна­чале даже сомневалась, стоит ли встре­чаться с этим парнем: и ростом невелик, и выглядит моложе своих лет. Это потом она узнала, что ему уже 27 лет, и он старше её на четыре года. Зоя была девушка видная, замуж звали, а она всё отказывала. Один из обиженных женихов даже сказал ей в сердцах: «Останешься старой девой!». На это она ответила, что какой-нибудь старик да найдётся. Но сердце своё отдала моло­дому строителю.

Уже после нескольких свиданий моло­дые люди поняли, что не смогут друг без друга. 25 февраля Анатолий сделал под­руге предложение стать его женой, и она ответила согласием.

Любовь, комсомол и… вера

Зоя была секретарём комсомольской организации, и они сыграли комсомоль­скую свадьбу. Рассказывают, как гото­вились к ней. Анатолий Никитович даже сделал приглашения с фотографиями жениха и невесты. Они до сих пор хранят одно из них.

Торжество проходило в избе матери невесты, женщины глубоко верующей, и молодые сидели под образами. Этот факт возмутил какого-то активиста, и он написал заметку в газету. Как, дескать, это сочета­ется с тем, что невеста — комсорг, а жених — кандидат в члены партии? Шуму было мно­го. Зоя Александровна вспоминает, что её даже вызывали в обком комсомола для обьяснений. Она сказала, что её мама — хо­зяйка в своём доме, и иконы в избе — это её решение. Не знали тогда комсомольские начальники, что молодожёны ещё и обвен­чались тайком! Постепенно эта история за­былась. Анатолия приняли в партию и на­значили начальником стройучастка, а Зое выделили квартиру.

Прошло четыре года. У молодой четы родилась дочь, Елена. И наконец, семья перебралась в Харьковскую область. Ана­толию Никитовичу предложили должность начальника строительного участка в Купян­ском СМУ. Тогда они возводили объекты в посёлке Двуречная: административные здания, больницу, универмаг, жилые дома. А когда работа была завершена, перееха­ли в Белгород. Тут и работу предложили, да и семейные проблемы требовали пере­езда. У дочери было редкое заболевание, требующее оперативного лечения в инсти­туте педиатрии в Москве. К тому времени у них родилась и вторая дочь, Наташа.

Их семья живёт в нашем городе с 1975 года. Анатолий Никитович работал в раз­ных строительных организациях, и с гордо­стью говорит, что строил многие объекты в областном центре: столовую телефонного завода, очистные сооружения, многие кор­пуса БГТУ им. В.Г. Шухова — всего не пере­честь.

А Зое Александровне из-за проблем со здоровьем дочери пришлось оставить учёбу в институте. 15 лет они боролись с болезнью ребёнка, и после нескольких операций недуг победили. К тому же в Белгороде у них родилась третья девочка, Дина. При этом женщина продолжала ра­ботать: трудилась в конструкторском бюро ДСК, бухгалтером в спортивном обществе «Динамо», а на пенсию уходила из хозяй­ственного отдела обкома профсоюзов.

Супруги вырастили трёх дочерей, их ра­дуют четыре внучки и два правнука — Дани­ил и Артемий. Правда повидаться дово­дится не часто, семьи родных разбросаны по всей стране. Елена живёт в Подмоско­вье, Наталья — в Сарове Нижегородской области.

В Белгороде осталась младшая дочь, Дина. И это её идея — устроить для роди­телей праздник, торжественно отметить бриллиантовую свадьбу. И всё было, как и положено на бракосочетании: церемония во Дворце, нарядная невеста в нежно-ро­зовом платье и даже свидетели — Валенти­на Сергеевна Бавыкина и Пётр Алексан­дрович Маслов. Вместе с ними супруги пели в хоре ветеранов «Надежда» и с тех пор подружились. Друзья выступили в роли свидетелей во второй раз — они уже присутствовали в этом качестве на золо­той свадьбе.

Жизнь длиной в 60 лет не была лёгкой для их семьи: они и по стране поколесили, и трудились немало. Но со всеми невзго­дами справлялись, сохранив главное — лю­бовь и уважение. Когда Зоя Александров­на болела, Анатолий Никитович брал на себя её женские заботы: готовил, зани­мался с детьми.

А секрет их семейного счастья, убеждён он, в доверии друг к другу. И Зоя Алексан­дровна с мужем согласна. Это доверие было в их семье с самых первых дней со­вместной жизни. Они вспоминают, как по­лучили первый аванс после свадьбы. Вна­чале пришла с работы Зоя Александровна. А когда услышала в коридоре шаги мужа, поспешила ему навстречу, держа деньги в руке, а он тоже протянул ей свой зара­боток. Так и стояли напротив друг друга с купюрами в руках.

Анатолий Никитович говорит, он всегда был уверен, что его семья — надёжная опо­ра в жизни, а Зоя Александровна от души желает молодым женщинам: «Дай бог вам выйти замуж так, как я!».

 

Анна БАРАБАНОВА
ФОТО БОРИСА ЕЧИНА И ИЗ АРХИВА СЕМЬИ ИВАХ

Exit mobile version