Наверное, каждому, кто хоть раз читал эту книгу, приходило в голову, что написана она не для детей или не совсем для них. С этим согласна и кандидат экономических наук Светлана Сергеева, не зря «Незнайка на Луне» положен в основу одной из её авторских лекций цикла «Об экономике через художественное слово», предназначенного для взрослых слушателей.
Фантастический роман Николая Носова — продолжение истории о коротышках из Солнечного города и настоящий курс занимательной капиталистической политэкономии для советского читателя. Он написан в 1965 году, через четыре года после того, как человек (советский космонавт Юрий Гагарин) впервые побывал в космосе и за четыре года до того, как люди (американские астронавты Нил Армстронг и Базз Олдрин) впервые высадились на Луну. Мысль о поиске других обитаемых миров тогда витала в воздухе.
Коротышки Незнайка и Пончик, оказавшись на другой планете, столкнулись с другими коротышками и иным укладом жизни — капитализмом. Прибывшие из «коммунистического» Солнечного города малыши здесь узнали, что такое частная собственность, деньги, рынок, реклама, недобросовестная конкуренция, демпинг цен и многое другое.
Напомним, Незнайка за время действия романа успел побывать в тюрьме за воровство, основать стартап в сфере биотехнологий — «Общество гигантских растений», выпустить акции предприятия и прогореть на бирже, благодаря действиям картеля богачей, который в книжке называется бедламом. Примечательно само описание торгов, как пронзительного выкрикивания своих предложений горлодёриками (брокерами), из-за чего они все были погружены на баржу (биржу) и вывезены на середину озера, где можно шуметь сколько угодно.
Пончик же в новых условиях сначала преуспел в добыче соли и торговле ею, но был потеснён конкурентами и, не сумев выйти на промышленные масштабы производства, обанкротился ввиду нерентабельности его бизнеса.
Интересно описание места, куда попадали потерпевшие жизненную неудачу коротышки — это Дурацкий остров, символизирующий в романе общество потребления. Здесь можно было целыми днями напролёт смотреть фильмы, играть в игры, кататься на каруселях. От такой праздной жизни коротышки теряли человеческий облик, покрывались шерстью и в итоге превращались в баранов и овец, с которых потом стригли шерсть и получали прибыль богачи.
Конечно, произведение Николая Носова, заявленное как детская сказка, заканчивается хорошо: с Земли прилетает подмога, лунные бедняки получают семена гигантских растений, которые никого не оставят голодными, и на планете воцаряется «коммунизм». При этом приключение на Луне становится хорошим уроком для Незнайки и его друзей, а также для всех слушателей лекции Светланы Сергеевой под названием «Экономика Луны». В авторском цикле «Об экономике через художественное слово» есть и другие лекции на основе детских сказок.
— Мой любимец — это Буратино, — поделилась Светлана. — По-моему он очень успешный стартапер, который прошёл путь от четырёх сольдо до владельца собственного театра за шесть дней, при этом победив монополиста – доктора кукольных наук Карабаса Барабаса, не смотря на его связи с тарабарским королём. А ещё у меня есть лекция с разбором сказки про Чиполлино — «Налог на воздух и другие сказочные налоги в реальной практике налогообложения».
По завершении лекции автор ответила на вопросы слушателей, касающиеся не только экономики, но и работы в качестве писателя и волонтёра культуры. Поинтересовались гости мероприятия и тем, почему Светлана решила заняться популяризацией экономической науки.
— Это не только из-за того, что я специалист в этой области знаний. Просто я, наверное, почувствовала в экономике не прозу жизни, а поэтику. Это очень интересная наука, она по-настоящему жизненная, её можно встретить практически в каждом литературном произведении. Например, в «Дамском счастье» Эмиль Золя очень «вкусно», во всех деталях, описывает работу «женского» магазина ХIХ века. Кстати, его прототип существует в Париже и по сей день, — рассказала Светлана Сергеева.
В заключение автор лекции отметила, что законы экономики и приёмы ведения бизнеса появились уже очень давно, и современным предпринимателям следует больше читать художественной литературы. В классике можно найти прописные истины, которые всевозможные бизнес-коучи выдают за свои изобретения. И тут трудно не согласиться с автором. Нужно больше читать художественной литературы, в ней можно найти сведения из любой области знаний.
Марина МИНДОЛИНА
ФОТО АВТОРА И ИЗ СВОБОДНЫХ ИСТОЧНИКОВ