Часовые погоды

Вся жизнь людей тесно связана с погодой и климатом страны, где они живут и работают. Многие из нас, перед тем как выйти из дома, смотрят прогноз погоды. Но мало кто задумывается, что данные, которые мы используем, - это ежедневный труд тысяч метеорологов. В фондах Белгородского государственного историко-краеведческого музея собраны материалы, рассказывающие об истории развития метеорологии на Белгородчине.

Часовые погоды

Изучение погодных условий на терри­тории нынешней Белгородской области до XIX в. осуществлялись на любитель­ском уровне, наблюдения проводились нерегулярно, собранные данные исполь­зовались для личных нужд. В 1834 г. в Санкт-Петербурге при Горном институте академик Адольф Купфер организовал Нормальную магнитно-метеорологиче­скую обсерваторию. Учреждение обсер­ватории знаменовало собой создание регулярной сети геофизических наблю­дений в России. В 1836 г. Академия наук направила в губернские дирекции училищ приглашения к проведению метеорологи­ческих наблюдений в уездных училищах. Как правило, наблюдения за погодой по­ручались учителям математических наук. Так, например, в период с 1837 по 1844 гг. при уездных училищах наблюдения за по­годой осуществляли учителя арифметики и геометрии — Пётр Толмачёв (Старый Оскол) и Пётр Литвинов (Новый Оскол).

В середине XIX в. пункты наблюдений за погодой открывались не только в горо­дах, но и в сельских поселениях. Органи­зация сети метеорологических станций на научной основе требовала разработки для наблюдателей программ, предусматрива­ющих принцип единообразия наблюдений на всей сети. В фондах музея хранится ин­струкция Императорской академии наук в руководство метеорологическим станциям II разряда 2 класса г. Санкт-Петербург за 1898 г.

Неоценимый вклад в изучении климата края внесли помещики, которые органи­зовывали метеорологические станции в своих имениях на собственные средства. Так, с 1846 по 1859 гг. метеорологические наблюдения проводил в своём имении в с. Мандрово предводитель дворянства Валуйского уезда — граф Александр Де­виер. В 1888 г. землевладелец и купец Александр Балабанов основал метео­станцию в с. Казачье Корочанского уезда и по 1925 г. вёл на ней сельскохозяйственно- метеорологические наблюдения. Из копии письма Владимира Волкова, управляю­щего Вейделевским имением графини Со­фьи Паниной, в Воронежскую губернскую земскую управу мы узнаём о перечне име­ющихся при метеорологической станции инструментов.

Однако одна из первых и лучших в Кур­ской губернии метеорологических станций была организована дворянином Иваном Пульманом. В 1881 г. в своём имении в с. Богородицкое-Фенино Старооскольского уезда на свои средства Иван Алоизович основал метеорологическую станцию и заложил Богородицкое опытное поле. На опытном поле сеяли местные сорта ржи, пшеницы, овса, проса и гречихи. Иван Пульман параллельно вёл метеорологи­ческие и фенологические наблюдения. Они были необходимы для изучения вли­яния местных климатических условий на урожай сельскохозяйственных культур. Иван Алоизович возглавлял метеорологи­ческую станцию Богородицкое-Фенино на протяжении 57 лет. В 1900 г. на Всемир­ной выставке в Париже из 11 работ, пред­ставлявших Курскую губернию в отделе сельскохозяйственной метеорологии, 10 работ принадлежали Ивану Пульману. За работу «Зависимость урожаев овса от по­годы во время вегетации» нашему земля­ку была присуждена именная серебряная медаль. За достигнутые результаты в на­учно-исследовательской работе в 1935 г. ему была присвоена учёная степень док­тора сельскохозяйственных наук без за­щиты диссертации. Среди материалов, хранящихся в фондах Белгородского госу­дарственного историко-краеведческого му­зея, фотографии Ивана Пульмана, копия выписки квалификационной комиссии об утверждении его в учёной степени доктора сельскохозяйственных наук, фотография опытного поля и метеорологической стан­ции Богородицкое-Фенино.

С 1917 по 1921 гг. наблюдался упадок сети станций, в том числе и на территории современной Белгородской области. В ре­зультате Гражданской войны большинство метеорологических станций прекратили свою работу, некоторые были разрушены. Несмотря на военную обстановку, Ивану Пульману удалось не только сохранить приборы и оборудование на метеорологи­ческой станции Богородицкое-Фенино, но и не допустить перерывов в многолетних наблюдениях.

21 июня 1921 г. Советом Народных Ко­миссаров РСФР был принят «Декрет об организации метеорологической службы в РСФР», копия которого хранится в фондах музея. В первые годы Советской власти наблюдения за погодой организуются при железнодорожных станциях. Так, напри­мер, в 1923 году Управление Южных же­лезных дорог открыло метеостанцию при станции Белгород-2 в слободе Пушкарной. Впоследствии появляются и другие метеостанции.

В годы Великой Отечественной войны на оккупированных территориях нашего края многие станции прекратили своё су­ществование. В это время Гидрометслуж­ба страны была переориентирована на обеспечение метеорологическими дан­ными и прогнозами войск Красной армии. Точные прогнозы погоды необходимы были для планирования вылетов авиации, для проходимости различных видов техни­ки по местности и т. д. В Красной армии в качестве метеоролога служил Илларион Первой. А с 1946 г. он продолжил вести наблюдения за погодой на станции Богоро­дицкое-Фенино в мирных целях. В фондах музея хранится фотография Иллариона Семёновича и пригласительный билет на торжественное заседание в честь 50-летия гидрометслужбы, принадлежавший ему.

После освобождения белгородских зе­мель от фашистских захватчиков метео­станции были полностью восстановлены. С образованием Белгородской области 6 января 1954 г. сеть метеорологических станций и постов наблюдения получает новое развитие.

В память об организации метеороло­гической службы РСФР в 1971 г. отмеча­лось 50-летие советской гидрометеороло­гической службы. В музейной коллекции собраны знаки, медали, буклеты, выпу­щенные к 50-летию советской гидромете­орологической службы, а также наградные документы, почётные грамоты белгород­ских метеорологов.

Особенный интерес представляют при­боры, с помощью которых метеорологи наблюдают за изменениями погоды. До 1917 г. в нашей стране не было специ­альных заводов, которые выпускали бы метеорологические приборы. Многие приборы поступали из-за границы или делались под заказ. С появлением отече­ственного гидрометеорологического при­боростроения в середине XX в. ситуация с техническим оснащением изменилась. О результатах наблюдений за погодой рас­сказывают синоптические карты, агроме­теорологические бюллетени, штормовые предупреждения, хранящиеся в фондах музея. В экспозиции зала природы одно из центральных мест занимает макет метео­рологической площадки, который помогает ознакомиться с особенностями работы ме­теорологов.

При получении информации и состав­лении прогнозов погоды сейчас широко используются радиозонды, метеороло­гические спутники, автоматизированные системы и т. д. Но, несмотря на это, труд метеорологов заменить невозможно. В любых условиях «часовые погоды» круглосуточно несут свою службу, стоят на страже и предупреждают нас от стихийных бедствий.

В Белгородском государственном исто­рико-краеведческом музее проводятся вы­ставки, мероприятия и музейные уроки, рассказывающие об особенностях наблю­дения за погодой на метеорологических станциях и работе метеорологов на Белго­родчине.

 

Ольга НОЗДРИНА,
старший научный сотрудник Белгородского государственного историко-краеведческого музея
ФОТО ИЗ ФОНДОВ БГИКМ

Exit mobile version