Полковник в отставке Виктор Леонтьев вспоминает, как начиналась его первая командировка в горячую точку. 8 января 1982 года вместе с сослуживцами они пересекали границу Советского Союза в том самом месте, только тогда ещё по понтонному мосту. Механик-водитель повредил ногу, Виктору Анатольевичу пришлось заменить бойца и вести БМП самому.
Он родился и вырос в Приморском крае. После окончания школы, в 1973 году, поступил в Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище, потому что мечтал стать военным, офицером. Завершив учёбу, в звании лейтенанта был направлен в войска КГБ СССР во Владивосток. А в 1981-м командир взвода Леонтьев получил распоряжение отбыть в Афганистан. После сборов и учений эшелон вместе с техникой и вооружением увёз бойцов в Термез. Там был ещё один курс подготовки и переправа в горную республику.
Совершив марш-бросок из Термеза в Мазари-Шариф, они достигли боевых позиций и стали окапываться. И не напрасно. Этой же ночью попали под огонь душманов. И только утром поставили палатки и укрепления из мешков с песком. Так начинались боевые будни.
Уже через неделю ребята совершили боевой выход: блокировали и прочесали один из кишлаков, где затаилась банда. При попытке прорыва молодой командир уничтожил душмана и был удостоен первой боевой награды.
Зоной ответственности подразделения были 100 километров до границы Советского Союза. Найти и обезвредить бандформирования на этой территории стало их главной задачей.
Случались и нестандартные ситуации. Виктор Анатольевич вспоминает, как однажды их подняли по тревоге — случилось ЧП. Советский офицер, узнав о гибели друга от рук душманов, решил отомстить за него. Он сумел преодолеть контрольно-следовую полосу, переплыл Амударью, а оказавшись на территории Афганистана, попал в плен к духам. Трое суток его перепродавали от одних бандитов другим. В итоге советским воинам всё-таки удалось найти его, измученного, избитого, но живого.
Довелось Виктору Анатольевичу принимать участие ещё в одной операции по освобождению наших граждан. Случилось это в МазариШарифе, где рабочие строили мелькомбинат. Местные пригласили их отпраздновать Новый год. А когда группа из 16 человек села 1 января в автобус, их захватили и вывезли за город. В той операции, кроме подразделения, в котором служил Виктор Анатольевич, принимали участие десантно-штурмовая группа, группа «Каскад» и солдаты из близлежащих воинских частей.
Душманы действовали жёстко и были беспощадны к пленникам. Когда один из них пытался дать знак нашим в освещённых прожектором горах, его сразу же зарезали.
В течение двух месяцев бойцы шли по следам заложников. Ближе к пакистанской границе удалось блокировать селение, где удерживали пленников, и освободить оставшихся в живых 15 человек.
Первая командировка на войну продлилась два года, вторая выдалась покороче — полтора. В 1985 году Виктор Анатольевич и его бойцы зашли на территорию Афганистана через Кушку. Задачи стояли те же, но по сути, это была минная война в горах. Это время осталось в воспоминаниях взятием базы душманов в Чашма-Инжире, перекрытием каналов контрабанды, ликвидацией караванов с оружием и наркотиками.
Вернувшись на Родину, Виктор Анатольевич получил направление на Камчатку. Ушёл на заслуженный отдых с должности начальника отдела пограничного округа и в звании полковника. А потом восемь лет руководил общественными организациями воинов-афганцев. И до сих пор он поддерживает тесные связи с сослуживцами. Его супруга, Алла Владимировна, с которой они вместе служили на Камчатке, вспоминает, как спустя 20 лет Виктор Анатольевич встретился в Новосибирске со своим старшиной Виктором Ковалёвым, который смог собрать 20 сослуживцев на вечер встречи. Там они с уважением говорили о своём командире, который не прятался за спинами солдат и делил с ними все тяготы армейской жизни. Такие признания дороже всех наград.
В 2016 году Леонтьевы приехали в гости к друзьям в Белгород, много гуляли по городу и решили остаться здесь. В памятный для всех воиновинтернационалистов день они приходят к мемориалу в честь павших в Афганистане и встречаются здесь с теми, кто выполнял свой воинский долг в этой стране.
«Какие чувства вы испытываете?», — спрашиваю я у Виктора Анатольевича. А он отвечает: «Боль за тех, кто навсегда остался там, радость, что остался жив, и гордость, что имел счастье защищать свою Родину от внешних врагов».
Анна БАРАБАНОВА
ФОТО ИЗ АРХИВА ВИКТОРА ЛЕОНТЬЕВА