Под цифровым контролем

Дорожная сеть Белгорода преображается в единую интеллектуальную транспортную систему.

Под цифровым контролем

Одним из приоритетных направлений национального проекта «Безопасные качественные дороги» является внедрение интеллектуальных транспортных систем (ИТС). Они включают в себя установленное на автомагистралях электронное оборудование, а также программное обеспечение, которое объединяет разрозненные датчики и устройства автоматики в единую систему.

 

Начало всех начал

Пилотный проект по созданию в Белгородской области элементов интеллектуальной транспортной системы был реализован в 2018-2019 годы. На первом этапе в регионе создали единую систему весогабаритного контроля. Она включала в себя шесть стационарных и три автоматических подвижных поста весогабаритного контроля, а также более ста видеокамер. За первый год эксплуатации, благодаря этой системе, удалось зафиксировать на территории Белгородчины до полутора тысяч нарушений по перевозке грузов.

Мониторинг движения в центре Белгорода обеспечила сеть из полутора сотен интеллектуальных камер фотовидеофиксации. Отметим, что программно-аналитический комплекс SOVA — местного производства. Сеть позволила эффективно контролировать правила остановки и стоянки автомобилей, использование муниципального парковочного пространства и приоритет движения общественного транспорта.

На стадии пилотного проекта специалисты наметили базовые подходы к развитию на Белгородчине интеллектуальной транспортной системы (далее — ИТС). Они сделали акцент не на увеличении на дорогах количества периферийных электронных устройств, а на комплексном подходе к решению задач. Для эффективного управления дорожной сетью был необходим огромный массив данных, поступающих с магистралей в режиме реального времени, на основе которых могли функционировать различные информационные сервисы.

— Интеллектуальная транспортная система должна решать все задачи, поставленные перед регионами национальным проектом «Безопасные качественные дороги», а также соответствовать концепции Росавтодора. Комплекс наших цифровых продуктов способен полностью обеспечить внедрение всех подсистем ИТС. Зачастую они дешевле аналогов и превосходят их по функциональным возможностям, — заявил тогда директор белгородской компании «Фабрика информационных технологий» Фёдор Жерновой.

Проект по развитию ИТС, созданный в 2020 году на основе этих продуктов, был представлен министерством цифрового развития Белгородской области на федеральном уровне, и в этом же году занял третье место в общероссийском рейтинге. На его реализацию выделили федеральное финансирование в размере восьмидесяти миллионов рублей. Средства были направлены на создание в Белгороде Центра организации дорожного движения (далее — ЦОДД).

 

Объективно и оперативно

Центр организации дорожного движения начал работать в Белгороде в начале 2021 года. В его штат вошли сотрудники подразделения управления «Белгорблагоустройство», занимавшиеся ранее обслуживанием светофорных комплексов. Куратором ЦОДД стало государственное бюджетное учреждение «Белгородский информационный фонд», учредителем которого является региональное министерство цифрового развития.

— В задачи центра входит сбор и анализ данных, поступающих от сотен видеокамер и датчиков движения на территории Белгородской агломерации. Они позволяют в онлайн-режиме контролировать транспортные потоки, определять загруженность магистралей и перекрёстков, а также анализировать трафик движения автомобилей. Инженер-диспетчер центра готов круглосуточно предпринимать меры по устранению транспортных заторов и ликвидации различных дестабилизирующих движение ситуаций. На основании математического моделирования транспортных и пассажирских потоков разрабатываются рекомендации и предложения по повышению эффективности и безопасности организации дорожного движения в Белгороде, — рассказал начальник Центра организации дорожного движения Денис Кузьминов.

По информации Дениса Владимировича, в своей деятельности ЦОДД тесно взаимодействует с транспортнотехнологическим институтом БГТУ им. В.Г. Шухова. Его учёные разрабатывают математические модели как для отдельных участков улично-дорожной сети, так и для определённых транспортных ситуаций. Теоретические исследования проходят проверку на практике, что позволяет своевременно внести коррективы для оптимизации автомобильного движения.

Примером тому служит ситуация с первым в городе «умным светофором». Его включили в конце 2019 года на проблемном участке дорожной сети — пересечении улиц Губкина, Красноармейской и Молодёжной. Светофорным комплексом управляла компьютерная программа, которая позволяла ему самостоятельно переключать цветовые сигналы в зависимости от трафика движения в различных направлениях. Спустя несколько месяцев его эксплуатации сотрудники подразделения Белгорблагоустройства, которые занимались светофорными комплексами, выступили с предложением внести коррективы в схему движения транспорта на этом оживлённом перекрёстке. Муниципальные власти к их мнению прислушались. Отметим, что в настоящее время в Белгороде успешно работают уже порядка сорока светофоров с адаптивным регулированием, и они входят в зону ответственности ЦОДД.

Для повышения скорости передачи данных и повышения надёжности сигнала элементы интеллектуальной транспортной системы, которые используют мобильную сеть, сейчас переводятся на волоконно-оптические линии связи.

— В прошлом году мы начали эти работы совместно с областным министерством цифрового развития. К волоконнооптическим линиям связи подключаются светофорные комплексы и дорожные контроллеры, детекторы и обзорные видеокамеры. В общей сложности предстоит подключить порядка шестисот элементов оборудования, в том числе 155 светофорных объектов, — сообщил глава городской администрации Валентин Демидов.

По федеральному проекту по созданию интеллектуальной транспортной системы в Белгороде в этом году планируется установить ещё восемьдесят детекторов транспорта, доведя их количество до трёхсот устройств. Это позволит обеспечить полноценный охват улично-дорожной сети и получить более точные данные о параметрах транспортного потока, что необходимо для принятия взвешенных стратегических и градостроительных решений.

— Интеллектуальная транспортная система, в которой используются многочисленные детекторы транспорта с автоматической системой управления дорожного движения и различные видеокамеры, требует значительных финансовых вложений. Для оптимизации инвестиций следует создать цифровую карту улично-дорожной сети. Она станет информационной «подложкой», которая позволит рационально размещать периферийное оборудование интеллектуальной транспортной системы, — подчеркнул директор транспортно-технологического института БГТУ им. В.Г. Шухова, доктор технических наук Иван Новиков.

Иван Алексеевич рассказал, что в текущем году вуз совместно с региональным министерством автомобильных дорог и транспорта планируют начать реализовывать перспективный проект «Разработка информационно-аналитической системы дорожно-транспортной инфраструктуры». Предполагается, что он охватит дорожно-транспортную сеть всей области. Работы начнутся с Белгорода. Информационно-аналитическая система будет содержать исчерпывающие данные о дорожно-транспортной инфраструктуре, а также транспортных и пешеходных потоках.

— По программе «Проритет-2030» мы совместно с сотрудниками ЦОДД разработали технологию геоинформационного анализа территорий, которая используется для прогнозирования нагрузки на определённые участки уличнодорожной сети. Результаты совместной интеллектуальной деятельности с «Белгородским информационным фондом» подтверждены ноу-хау и патентами, — подчеркнул Иван Новиков.

Следует упомянуть, что транспортно-технологический институт БГТУ им. В.Г. Шухова совместно с ЦОДД наметил к реализации ещё один перспективный проект, который на основе метода нейросетевого анализа позволит определить структуру передвижения по Белгороду средств индивидуальной мобильности. Результаты этих исследований позволят подготовить регламент использования на территории города электросамокатов, скейтбордов, гироскутеров, моноколёс и других аналогичных устройств.

 

Востребованные специалисты

Развитие интеллектуальных транспортных систем требует от специалистов знаний в различных областях деятельности.

Многие сотрудники ЦОДД являются выпускниками транспортно-технологического института БГТУ им. В.Г. Шухова. Вуз продолжает готовить квалифицированные кадры для эксплуатации интеллектуальных транспортных систем.

— С Центром организации дорожного движения у нас заключено соглашение, в соответствии с которым студенты на его базе выполняют курсовые проекты и дипломные работы по дисциплинам «Организация дорожного движения» и «Технические средства организации дорожного движения». Здесь имеются все условия для качественного проведения практических занятий с будущими специалистами. «Белгородский информационный фонд» и ЦОДД являются нашими индустриальными партнёрами. Мы помогаем им — они, в свою очередь, готовы содействовать нам в повышении качества образования молодёжи, — констатировал Иван Новиков.

За интеллектуальной транспортной системой большое будущее, а потому специалисты по её созданию и эксплуатации непременно будут востребованы.

 

Павел ПЕРЕДЕРИЙ
ФОТО T.ME/BELADM31

Exit mobile version