Армейская вертикаль
Их называют по-разному: бойцами территориальной обороны, ополченцами или дружинниками. А официальное название структуры, созданной в Белгороде в ноябре 2022 года, — народная дружина «Ополчение 31». За год с небольшим жители областного центра уже не раз встречались с её бойцами на улицах города в те тревожные минуты, когда звучит сигнал ракетной опасности или воздух сотрясают взрывы. Это мужчины и женщины разных профессий и разного возраста, которые однажды задав себе вопрос: «Кто, если не я?», приняли решение с оружием в руках защищать свою землю и своих родных. Если это понадобится.
Но одного желания стать на защиту малой родины — мало, надо многому научиться. Поэтому в дружине, построенной по армейскому принципу, ежедневные тренировки и строгая дисциплина. В программе обучения — боевая, огневая с учебным оружием, тактическая медицинская, инженерная и другие виды подготовки. И, как в армии, боевое слаживание, ведь без взаимодействия в экстремальной ситуации не обойтись.
Во главе подразделений дружины — люди, имеющие боевой опыт службы в Вооружённых Силах и правоохранительных органах. А руководит нашим ополчением депутат городского совета, ветеран Росгвардии Вадим Тарасенко. За его плечами более четверти века службы в спецподразделениях ОМОН и СОБР, в том числе в горячих точках. А о том, как служил, красноречиво говорят его награды — медали «За отвагу» и «За отличие в охране правопорядка», медали ордена «За заслуги перед Отечеством» первой и второй степеней и многие ведомственные.
В штабе дружины кипит работа: поступают сообщения с постов, где дежурят бойцы, ведётся подготовка к занятиям, решаются другие текущие вопросы, которых у ополченцев множество. Они помогают полиции охранять общественный порядок, участвуют в эвакуации раненых и жителей микрорайонов, подвергшихся обстрелам, работают в оцеплении, где есть угроза населению из-за неразорвавшихся боеприпасов. А ещё помогают военным, занимаются волонтёрской деятельностью и военно-патриотическим воспитанием молодёжи, встречаясь со студентами.
Крещение огнём
Так получилось, что нынешний заместитель командира батальона с позывным «Бизон» пришёл в дружину в октябре 2022 года, а в конце декабря уже принимал участие в СВО в рядах «Вагнера». Воевал в шестом штурмовом отряде разведки под Бахмутом. После двух ранений и контузии был списан и вернулся домой. И вновь — в ополчение. На его плечах множество обязанностей – руководство штабом, боевой подготовкой и прочее. А его богатый опыт дорогого стоит. Ещё до приезда в наш город (а он живёт здесь уже 15 лет), служил на Дальнем Востоке в подразделении по борьбе с организованной преступностью. Когда началась специальная военная операция, хотя и трудился на мирной ниве консультантом по юридическим вопросам, остаться в стороне не смог.
Он говорит, что многие из тех, кто приходит в ополчение, даже не служили в армии и им приходится нелегко. Представьте: в бронежилете, с оружием отрабатывать действия, максимально приближённые к боевым. А надо обучить новобранца в короткие сроки. На учениях до мелочей отрабатывается алгоритм действий при обстреле лечебных учреждений и учебных заведений, вокзалов и других мест скопления народа. Именно такая повседневная работа позволила ополченцам не растеряться и одними из первых прийти на помощь горожанам во время обстрелов 30 декабря.
Ещё один мой собеседник с позывным « Марча» в то время был командиром роты, и когда их вызвали по тревоге, прибыл на площадь вместе с 10-ю бойцами. Ту страшную картину у катка вычеркнуть из памяти невозможно. Они работали в оцеплении, выводили, закрывая касками, паникующих людей в безопасные места. Каждый из ополченцев знал свою задачу, поэтому действовали чётко. Страха за себя не было, только за беспомощных женщин и детей.
Сейчас «Марча» — замначальника штаба. Он живёт в Белгороде уже 14 лет. Занимался бизнесом, а в августе прошлого года присоединился к теробороне.
«Надоело, — говорит, — на всё это смотреть. Надо защищать близких». Семья вначале не знала о его решении, а теперь жена и сын-студент гордятся, что глава их семьи в рядах защитников города.
Он признаётся, что никогда не служил в армии, но патриот своей страны. Его организаторские способности, опыт работы с людьми в дружине находят своё применение, особенно когда приходится набирать новых бойцов. Люди приходят разные, но каждый понимает, что и кого он защищает.
И деды служат здесь, и мамы
Бойцу дружины с позывным «Боксёр» 64 года, но он подтянутый, энергичный и спортивный. До сих пор занимается боксом, отсюда и позывной. У него двое детей и два внука. Но разве мог мужчина, в молодости прошедший школу ВДВ, остаться в стороне, когда началась спецоперация, а наш город стал прифронтовым? Хотел пойти добровольцем, собирался присоединиться к вагнеровцам. И хоть кандидат не проходил по возрасту, его всё-таки собирались взять. Товарищу, который служил там, так и сказали: «Давай этого деда к нам!». Но из-за присоединения частной структуры к Министерству обороны послужить там не удалось, и в августе прошлого года «Боксёр» стал ополченцем. Он выходит на дежурства, выезжает на огневые позиции в приграничные районы.
30 декабря вместе с сотрудниками полиции они несли службу на площади, и во время обстрела были возле катка. Каким-то чудом большие осколки их не задели. Только спустя время мужчина нашёл в шапке мелкие, как стружка, частицы от снаряда. А тогда первое, что сделал, изо всей силы закричал: «Эвакуация!», чтобы растерявшиеся люди понимали — надо прятаться, и бросился на помощь к раненому мальчику, который лежал рядом с погибшими женщинами. На руках отнёс паренька в близлежащее кафе, там перевязал раны подручными материалами. А когда прибыла «Скорая», к счастью, нашлись родные пострадавшего.
Боец с позывным «Сибирь» — на самом деле коренная белгородка. На звучный позывной отзывается, чтобы не выделяться среди мужчин. Замужем, в семье двое детей, младшей дочери шесть месяцев. В дружине она с октября прошлого года, пришла сюда вслед за супругом. Оба они в основном составе дружины. Правда, муж — стрелок, а она — помощник санинструктора. Молодая женщина уже прошла курс соответствующей подготовки. А с детьми они остаются по очереди, кроме того, всегда помогают бабушка и мама мужа.
В день трагедии, 30 декабря, их семья гуляла возле диорамы. Когда раздались первые взрывы, быстро отвезли девочек домой, а сами с другими ополченцами вернулись на площадь. Работали в оцеплении, чтобы уберечь людей от повторных обстрелов и, возможно, от неразорвавшихся боеприпасов.
— Патриотический настрой, — убеждена женщина, — это то, что передаётся нам с молоком матери. Мой дедушка был патриотом своей страны, воспитал так мою маму, а она — меня. Мама сейчас живёт в Крыму, очень переживает за нас, но понимает, что так нужно. И ополчение для нас, как вторая семья. Мы дружим, и взаимовыручка для нас — это норма.
Анна БАРАБАНОВА
ФОТО БОРИСА ЕЧИНА