Дороги завтрашнего дня

Как учёные и их исследования приходят на помощь городскому хозяйству и даже ГИБДД, узнал наш корреспондент.

На первый взгляд, выбор героя публикации, посвящённой Дню российской науки, может показаться не совсем очевидным. Директор транспортно-технологического института БГТУ им. В.Г. Шухова, доктор технических наук, профессор Иван Новиков занимается вопросами организации безопасности дорожного движения. «А где же здесь наука?», — спросите вы. Но, оказывается, наука бывает и такой. Не только умной, но и интересной, и главное, полезной.

 

Всё началось с «Москвича»

Иван Новиков родился в селе Круглое Красненского района. Мама — учительница, папа — инженер. Именно отец привил мальчику любовь к машинам. Он сам собрал автомобиль «Москвич-2141». Купил по отдельности двигатель, кузов, запчасти. А Иван, которому тогда было 11-12 лет, ему помогал. Когда сын подрос и поступил в вуз, на втором курсе получил подарок от отца — тот самый «самодельный» автомобиль. Так студент обзавёлся личным транспортом. А учился Иван Новиков на факультете механического оборудования тогда ещё технологической академии стройматериалов. Кандидатская диссертация его называлась «Оборудование и технологии для получения пулестойкого стекла». Новая технология позволяла получать пулестойкое стекло, которое легче обычного в полтора раза.

Кстати, спрос на эти стёкла в начале 2000-х оказался неожиданно высоким в Екатеринбурге. Причём использовали их чаще не в автомобилях, а при строительстве частных домов с большими панорамными окнами. Но Иван Алексеевич место приложения своих научных знаний к тому времени уже поменял.

— Тут и случился мой переход от мехоборудования к автомобилям. Потому что пулестойкие стёкла тоже элемент безопасности автомобиля, пусть и пассивной. Получилось так, что я начал заниматься этим, а потом перешёл на организацию дорожного движения и его безопасности. Мой научный руководитель Александр Иванович Шутов когда-то был экспертом по дорожнотранспортным происшествиям. И когда у нас в университете открылась новая специальность «Организация и безопасность движения», мой учитель пошёл туда работать и взял меня с собой. Мне это было интересно, потому что к автомобилям близко, — рассказывает сегодня Иван Алексеевич.

 

С ветерком по Щорса прокачусь…

В 2009 году Иван Новиков возглавил кафедру и начал заниматься научной деятельностью по организации и безопасности дорожного движения. Среди его научных интересов — повышение эффективности улично-дорожной сети, снижение аварийности на автомобильных дорогах, повышение точности экспертизы при ДТП. Сначала сотрудники кафедры разрабатывали эти вопросы для себя, а потом начали помогать городу.

— Такая работа началась примерно с 2013 года, когда у властей областного центра появилась необходимость навести порядок с парковками. Мы тогда первый крупный проект для города выполнили, проанализировали количество недостающих парковочных мест на территории Белгорода. Всей кафедрой считали автомобили, которые в городе припаркованы не по правилам, задействовали более 150 студентов. Посчитали, дали рекомендации. Дальше пошли работы по проектированию парковочного пространства. Сперва было стратегическое планирование, а потом стали участвовать в предпроектных работах. Исследовали транспортные потоки: состав, плотность, скорость движения.

Это была первая серьёзная работа, скажем так, на благо нашего города. Она получилась успешной, поэтому неудивительно, что скоро на свет появился новый проект. И сам Иван Алексеевич, и его сотрудники стали входить во всевозможные рабочие группы по развитию городских территорий.

В высокой фундаментальной науке у властей города нет особой необходимости, ведь здесь требуется решать оперативные вопросы, связанные с жизнью горожан. А ещё есть перспективные стратегические задачи планирования городской территории. Вот в этих вопросах профессор Новиков и его сотрудники помогают властям. Сотрудничество теперь с полным на то основанием можно назвать долгосрочным.

В том числе это касается и реконструкции той самой улицы Щорса, которая, кажется, не оставила равнодушным ни одного белгородца. Здесь к обычной предпроектной работе прибавилось моделирование. В транспортно-технологическом институте есть серьёзная современная база, позволяющая в виде мультимедийной анимации заранее показывать, пусть и с определённой погрешностью, как будут двигаться транспорт и пешеходы по улице после реконструкции.

— Довольны ли вы сегодня результатами своего труда? — задаю я Ивану Алексеевичу отчасти провокационный вопрос, потому что знаю самые разноречивые мнения о том, удобно ли сейчас ездить по «самой знаменитой» белгородской магистрали.

— Если говорить объективно, — отвечает он, — то улица работает в нормальном режиме. Я лично доволен, сам автомобилист, много езжу, в том числе и по улице Щорса. А когда семь месяцев у меня не было автомобиля, ездил в общественном транспорте. Тогда я вообще кайфовал от того, что происходит на этой улице, как можно по ней передвигаться.

Сейчас Новиков с коллегами разрабатывает программу развития велоинфраструктуры столицы региона. Надеется, что всё получится. Тем более что и сам любит прокатиться на велосипеде. Так что есть и некоторый личный интерес.

Ещё одно направление работы института — сотрудничество с ГИБДД. Госавтоинспекция была инициатором ряда мероприятий, связанных с безопасностью дорожного движения. Если надо было обосновать, то подключались сотрудники БелГТУ. Работали студенты в плане пропаганды дорожного движения, помогали в обучении личного состава белгородской Госавтоинспекции оформлению европротоколов.

 

ДТП быть не должно!

Докторскую диссертацию Иван Алексеевич защищал по теме «Методология прогнозирования и предупреждения ДТП».

— Суть её в том, что это явление, которого не должно быть. Я раскладывал его на составляющие и рассматривал математические модели воздействия на каждую составляющую, при которой этот риск будет сведён к минимуму. У каждой составляющей есть определённый вес в этом явлении и этот вес нужно снижать, — так объясняет суть своей работы профессор Новиков.

По его мнению, дороги будущего должны стать максимально безопасными.

Если честно, то у автора этих строк в голове до встречи с Иваном Алексеевичем достаточно сложно состыковывались понятия «снижение количества ДТП» и наука. Однако всё оказалось проще и интереснее одновременно.

— Моя наука — чисто прикладная. Да, мы основываемся на фундаментальных законах физики, механики и так далее. Но нашу науку можно применять для того, чтобы, к примеру, понять причину ДТП. Нужно его изучить подробно, то есть провести экспертизу, чтобы установить закономерности случившегося. А наука помогает это сделать максимально точно.

В транспортно-технологическом институте четыре кафедры. Спектр их, научных в том числе, интересов достаточно широк. Одна из них занимается различными технологическими машинами, другая — подъёмно-транспортными и дорожными машинами, третья рассматривает вопросы дорожного строительства и, наконец, четвёртая, которую и возглавлял ранее Иван Алексеевич, занимается транспортным планированием. Выпускники института — инженеры-механики, но при этом самого разного профиля. Сегодня вуз покрывает потребности в специалистах широчайшего профиля, а наука помогает, как выяснилось, решать самые сложные и неожиданные проблемы.

Заключительный вопрос, который я задал профессору Новикову, касался того, куда можно расти ученому. Конечно, можно стать членом-корреспондентом Академии наук, потом — академиком. Иван Алексеевич пока является членом Российской академии транспорта. Но речь немного не об этом, и мой собеседник понял это.

— Моё стремление — создать собственную научную школу по безопасности дорожного движения. Именно нашу белгородскую научную школу. У меня есть аспиранты, докторанты, которыми я руковожу. На сегодняшний день я являюсь руководителем двух докторантов. Сейчас они защищаются в Орле, но мы воспитываем своих докторов наук, чтобы открыть свой учёный совет.

 

Андрей ЮДИН

ФОТО БОРИСА ЕЧИНА

Exit mobile version