Своими глазами
Наш фотокорреспондент Борис Ечин оказался в двух шагах от эпицентра событий. В это время во Дворце бракосочетания он снимал предновогодние торжественные регистрации браков с участием Деда Мороза и Снегурочки. Вот что он рассказал:
— Мероприятие началось в 14 часов. Молодожёнов было много. Пары шли друг за другом через небольшой промежуток. В 15 часов 9 минут (время я потом уточнил по фотографиям) за окном где-то близко начались хлопки. Работники ЗАГСа попросили посетителей пройти вниз. Людей было много — в комнатах, в фойе, в залах. Но панки не было, спускались спокойно, за последнее время люди привыкли к громким звукам. Одна пара, только что зарегистрировавшая брак, игнорируя предложение укрыться в безопасном месте, решила идти фотографироваться на площадь, и я пошёл вместе с ними. Но когда мы вышли на улицу, то заметили дым над катком. Сначала показалось, что каток горит. Но обойдя сооружение, я увидел горящую поливальную машину. Появились люди, в которых я узнал сотрудников областного правительства и городской администрации. Они звонили по телефонам, подбегали к тем, кто лежал на земле. Я зашёл в каток, там всё было цело.
Понемногу приходя в себя, начал снимать. Хотя, например, лежащих людей, просто физически снимать было невозможно. В это время на площади появились бойцы спецподразделений, начали оказывать помощь пострадавшим. Из ресторана «Белгород» принесли полотенца, чтобы перевязывать раненых. Потом появилось оцепление. Я уже выходил с площади, когда завыли сирены. Возле приёмной «Единой России» меня окликнул бывший депутат городского Совета Владимир Скурятин, который, как потом оказалось, там дежурил. Он заставил меня зайти в здание, в цокольный этаж.
Когда сигнал тревоги затих, мы с ним пошли к его машине, которую он оставил недалеко от кинотеатра «Победа» и обнаружили, что рядом с ней на парковке горит другая машина. Владимир Иванович хотел сесть в свой автомобиль и уехать, даже предлагал подвезти меня, но не успел. Раздался взрыв, и пламя перекинулось на соседние машины. Через несколько минут здесь уже горело всё, работали пожарные и сотрудники МЧС. Поддержав, как мог, шокированного автовладельца, я пошёл в сторону остановки «Родина», чтобы уехать на Харьковскую гору. Всё это время меня не покидало ощущение нереальности происходящего, как будто мы все снимаемся в каком-то фильме-катастрофе. Меня поразили группы молодёжи, которые с удивлением рассматривали и возбуждённо обсуждали следы повреждений, очевидно, тоже представляя себя героями такого фильма. Пассажирского транспорта на проспекте Богдана Хмельницкого уже не было. Как потом выяснилось, его пустили в обход. По дороге носились только машины специальных служб.
На переднем крае
В первые минуты после обстрела центр города охватила паника – люди бежали, спасая свои жизни. Но были и те, кто бежал в другую сторону – к пострадавшим, как это сделали бойцы территориальной обороны Денис Алпеев и Гюзель Артюхова. Денис одним из первых оказался около универмага «Маяк», накладывал жгуты, делал повязки пострадавшим, фактически спас пятерых раненых. Через некоторое время к нему присоединилась Гюзель. Она оставила дома двоих детей, чтобы помочь тем, кто наиболее нуждался в помощи.
Слаженно и чётко работали спасатели. Члены поисково-спасательного отряда города Иван Куртов и Вячеслав Голубцов в самые страшные минуты находились на дежурстве на Соборной площади. Они рассказали о том, что приходилось делать:
— Когда начались разрывы, то первой нашей задачей было отвести людей в укрытия. Часть их мы направили в ближайшую пиццерию, где сотрудники сразу предоставили доступ в подвал, часть отвели в помещение драмтеатра. Из машины достали аптечку и начали оказывать помощь раненым. Их было много. К сожалению, тут же находились и те, кого было не спасти. Ну а тех, кому удалось помочь, отводили в гостиницу «Белгород», где они ждали медиков. Потом приехали машины «Скорой помощи», пожарная машина. Мы перегородили подъезды турникетами, чтобы обеспечить безопасность. За людьми стали приезжать знакомые, родственники. Мы выводили их из укрытия, доводили до автомобилей. Площадь не покинули до тех пор, пока там оставался хотя бы один человек, которому потенциально могла понадобиться наша помощь.
Успеть спасти жизнь
Главными героями этого дня стали медики. Многие из них проводили законный выходной со своими семьями, но уже через несколько минут после трагедии оказались на рабочих местах.
Хирург больницы № 2 Белгорода Юрий Агарков в тот день вместе с детьми находился в центре города. Когда прозвучали взрывы, мужчина увидел дым и услышал рёв сирен скорой помощи.
— Очень страшно было, особенно за детей. Мы сели в автомобиль и через минуту я понял, что нужно ехать на работу, — рассказал он.
Хирург детской областной клинической больницы Александр Свиридов отмечает:
— Добравшись в клинику и зайдя в приёмное отделение, я увидел именно ту картину, которую представлял по пути: несколько безмолвных пострадавших детей, лежавших на каталках, сосредоточенные лица моих коллег, оказывающих помощь и говорящих слова только по существу. Никакой суеты – только слаженные, быстрые действия. От них зависит всё.
Кристина Киптилая — врач Центральной подстанции Станции скорой медицинской помощи Белгородской области вспоминает, с каким чувством спасала жизни людей в этот день.
— Конечно, испытываешь боль. Но надо ехать и помогать. В первые секунды, когда прогремели взрывы, появился неожиданный страх. А потом произошла мобилизация сил. Конечно, на улице творилась паника, хаос. Неизвестно, будут ли ещё прилёты. Но в какой-то момент паника и страх отступили. Пришла холодная кровь и осознание необходимости оказывать всем медицинскую помощь, — вспоминает Кристина. – А ещё приятно было осознавать, что уже через несколько минут в больницу прибыла вся хирургическая служба, чтобы помочь дежурной смене, — добавляет она.
Ольга Сазонова – старшая медсестра приёмного отделения областной клинической больницы Святителя Иоасафа в момент трагедии гуляла со своими детьми. Узнав о случившемся, она незамедлительно отправилась на работу. Вместе с коллегами принимала раненых, проводила быстрое обследование и госпитализацию. Женщина отмечает, что труднее всего было морально поддерживать родных пострадавших, которые очень переживали за своих близких.
— Это невозможно забыть. Хотелось бы, чтобы это ни с кем не повторялось не только в нашем городе, а и в нашей стране и во всём мире, — отмечает она.
Многие жизни спасли в этот день белгородские медики. Ещё 25 транспортабельных тяжелораненых больных, среди которых 6 детей, спецбортом отправили в федеральные клиники.
Наш город — наше дело
В считанные часы после трагедии были определены приоритеты в оказании помощи пострадавшим и восстановлении разрушенного имущества.
— Родственникам погибших будет выплачено по 3 млн рублей. Такую же суммы мы выплачиваем и военнослужащим, погибшим во время СВО. После заключения врачей выплатим 500 тысяч рублей, которые положены, если здоровью нанесен средний или тяжкий вред. Так же, как и военным. Выплаты будут производиться сразу после окончания новогодних и рождественских выходных, — озвучил решение губернатор Вячеслав Гладков.
— Главная задача — помочь людям, которые пострадали от обстрела, восстановить жилье. Тепловые контуры во всех квартирах и домах закрываем по временной схеме. Специалисты подрядных организаций произвели замеры, чтобы сформировать заказ на производство окон. Местные производители готовы полностью закрыть нашу потребность, — заявил мэр Валентин Демидов.
Ночью для первичной ликвидации последствий обстрела в город вышло более двух тысяч человек: сотрудники Белгорблагоустройства и подрядных организаций. Они убирали мусор, осколки и сожжённый транспорт. К ним присоединились добровольцы.
Абдулла Абдуллаев, волонтёр регионального штаба «Мы вместе» рассказал о том, что на уборку города вышли не только волонтёры из разных организаций, но и просто неравнодушные люди.
— Наша задача – помочь собрать разбитые стекла, осколки, чтобы потом коммунальщики вывезли их. Наша работа очень важна, требуется большое количество рук для того, чтобы как можно быстрее привести город в порядок, — поделился он.
Екатерина Мурысева, работник железной дороги, услышала призыв через социальные сети и вместе со своим мужем работала всю ночь. Анастасия Губернаторова присоединилась к уборке родного города вместе со всей своей семьёй.
— Всё это в очередной раз показало сплочённость в решении общей проблемы и единство большой команды неравнодушных людей, — отметила Анастасия.
Белгород, страна с тобой!
Уже на следующий день после трагедии по поручению Президента РФ в Белгород прибыли министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко вместе с бригадой медиков, а также полпред в ЦФО Игорь Щёголев.
— Вся медицинская помощь была организована абсолютно грамотно и в кратчайшие сроки. Специалисты работали во взаимодействии со стационарным звеном, с военными медиками, с группой ведущих специалистов, которые спецбортом МЧС прибыли из ведущих московских клиник, — оценил проведённую работу Михаил Мурашко.
— Я могу сказать, что то, что здесь произошло, иначе как военное преступление или теракт обозначить нельзя. Мы обошли все места попаданий, которые все приходятся практически на жилые кварталы, оживлённые перекрестки и социальные объекты. Конечно, там никаких военных объектов и в помине быть не могло. Могу отметить слаженную работу сотрудников МЧС, силового блока, волонтёров, сотрудников коммунальных служб по устранению последствий. Именно от их работы у меня остались самые добрые впечатления. Выражаю самые тёплые слова медикам и всем тем, кто помогал с ликвидацией последствий, — сказал Игорь Щёголев.
По поручению Председателя Следственного комитета России в Белгород были направлены специалисты центрального аппарата ведомства. Возбуждено уголовное дело по признакам составов преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30 ст. 105, ст. 105, ст. 167 УК РФ (Покушение на убийство, убийство, умышленное уничтожение или повреждение имущества).
Глава СК России поручил установить всех лиц, виновных в преступлениях в отношении мирных граждан, в том числе и тех, кто отдавал преступные приказы об обстреле гражданского населения и инфраструктуры.
Министерство обороны РФ также прокомментировало удар ВСУ по Белгороду. «Киевский режим предпринял попытку нанесения неизбирательного комбинированного удара по городу Белгороду двумя ракетами «Ольха» в запрещённом кассетном снаряжении, а также реактивными снарядами РСЗО Vampire чешского производства», — говорится в сообщении. По данным ведомства, средствами ПВО ракеты «Ольха» и бо́льшая часть реактивных снарядов РСЗО Vampire были перехвачены. «Несколько реактивных снарядов и кассетные части от сбитых ракет «Ольха» попали по городу Белгороду, — указывает Минобороны. — В случае прямого попадания ракет «Ольха» с кассетными боеприпасами по городу последствия были бы неизмеримо более тяжёлыми». «Киевский режим, совершивший это преступление, пытается отвлечь внимание от поражений на фронте, а также спровоцировать нас на подобные действия», — добавили в ведомстве. Там подчеркнули, что Вооружённые Силы России работают только по военным объектам и непосредственно связанной с ними инфраструктуре. «Будем действовать так и дальше. Это преступление не останется безнаказанным», — заключило Минобороны РФ.
Все праздничные мероприятия в Белгороде были официально отменены. А тем временем в Москве неравнодушные жители несли цветы к стеле Городов воинской славы в Александровском саду в память о белгородцах, погибших при массированном обстреле. Также стихийный мемориал образовался в Воронежской области, а в Магаданской и Кемеровской областях появились инсталляции с поддержкой Белгорода. Кроме того, в знак поддержки в Тульской, Саратовской, Калининградской, Новгородской, Ярославской, Мурманской, Орловской, Курганской и Рязанской областях отменили новогодние салюты. Точно также поступили в Якутии, ХМАО и ЯНАО, Башкортостане, Кабардино-Балкарии, Ингушетии и Коми. В Белгороде символом скорби по погибшим стало повреждённое осколком сердце рядом с универмагом «Маяк». Сюда жители города каждый день несут игрушки и цветы.
Восстановим, будем жить
Город возвращается к нормальной жизни. Полным ходом идут восстановительные работы. В первую очередь выполняется остекление. Больше половины окон уже заменено. До 15 января планируется восстановить все балконы в многоквартирных домах и окна в частном секторе. Остальные виды работ будут выполнены до конца текущего месяца. Всего пострадало 995 объектов. Внутри отделочных работ требуют 74 из них: 48 квартир и 26 домовладений. Повреждено 600 единица транспорта. Часть автомобилей уже прошла оценку экспертов. Их владельцам начали выплачивать компенсации.
Белгород продолжает восстанавливаться, раны на его теле постепенно зарубцовываются. Гораздо сложнее исцелить боль, поселившуюся в сердцах людей. И важнее всего сделать так, чтобы эти страшные события больше никогда не повторялись. Трагедия сплотила людей, которые не дрогнули перед её ужасным ликом, и ещё раз доказала, что белгородцы сильны своим характером, который не сломят никакие злые силы.
Подготовил Андрей ЮДИН
Фото Бориса Ечина