Михаил Артёменко: «Истина в рекламе не нуждается»

Постоянный гость рубрики «Разговор по душам» - священник, психолог, настоятель храма Святых Кирилла и Мефодия при православной гимназии г. Белгорода Михаил Артёменко ответил на вопросы о том, как церковь относится к СМИ и соцсетям.

Михаил Артёменко: «Истина в рекламе не нуждается»

— Заинтересована ли церковь в общении с медиа: телевидением, радио, интернет-изданиями и другими видами СМИ?

— Конечно, ведь медиа — это то пространство, в котором можно проповедовать о Христе, причём оно настолько велико, что ни один храм не может вместить такое количество людей. Поэтому говорить на большую публику о вере очень важно.

— Как происходит взаимодействие церкви со СМИ?

— В патриархии и в каждой епархии есть отделы по взаимодействию со СМИ, в которых работают специалисты, отвечающие за выстраивание таких взаимоотношений.

— Сложно ли священнику общаться с такой большой аудиторией, которую обеспечивают СМИ?

— Конечно, это непросто, когда понимаешь, что тебя слушает или читает такое большое количество людей, особенно принимая во внимание, что твои слова хранятся, перечитываются, пересматриваются. Тут ответственность за каждое слово значительно увеличивается.

— Когда началась такая работа, как давно церковь поняла, что средства массовой информации — это хороший рупор, позволяющий донести своё слово?

— Это было ещё при патриархе Пимене, который сказал: «Дайте церкви на год или два телевидение, и спустя это время вы не узнаете страну», потому что мы знаем, как медиа влияет на сознание и культуру человека. Скажем, когда вышел в свет сериал «Бригада», мы знаем, сколько было совершено преступлений после этого.

— Сейчас взаимодействие со СМИ помогает в работе церкви?

— Не только помогает, но и приносит большие плоды, потому что рассказать о празднике, высказать точку зрения о каких-то событиях от лица церкви можно многим тысячам людей, которые, быть может, не знают, как найти ответ на тот или иной вопрос.

— Есть ли разница между непосредственным общением с людьми в храме и через средства массовой информации? Нужно ли в телерадиоэфире, например, объяснять всё более простым языком, исходя из того, что его могут слушать люди, не сведущие в религии?

— Общение с живым человеком ничто не заменит. Здесь ты можешь учесть особенности постановки вопроса, настроения и характера, особенно если знаешь человека. Когда говоришь с большим количеством людей, нужно принимать во внимание много нюансов: тебя могут слышать люди другой веры или неверующие, поэтому нужно понимать к кому и когда мы обращаемся.

- Учитываются при общении через СМИ различные модные тенденции, старается ли священник быть интересным аудитории и избегать обвинений в скучной подаче информации?

— Апостол Павел говорил: «Для всех я стал всем, чтобы спасти хотя бы некоторых» и в то же время есть чувство некоторого нравственного поведения, которое не должно опускаться до уровня психоотклонения. То есть если священник хочет проповедовать панкам, не стоит делать ирокез зелёного цвета, чтобы быть им ближе. Или если священник проповедует людям, находящимся в тюремном заключении, он не должен учить тюремный сленг и на нём с ними говорить. Тут должна быть золотая середина: быть понятным слушающим, но не допускать деградации.

— Когда вы учились в семинарии, были ли у вас курсы, объясняющие, как работать с медиа?

— Таких курсов не было, но был курс риторики, который учит, как говорить правильно и общаться с публикой. Да и необходимости в таком курсе нет, потому что на медиа мы должны общаться так же как и в жизни, везде быть настоящими и одинаково говорить с одним человеком, и с десятью, и с сотней людей, и с многими тысячами, как делал Господь, когда проповедовал.

— Достаточно ли сейчас на телевидении освещения деятельности церкви? О ней говорят в основном на специальных каналах, а остальные вспоминают в главные религиозные праздники.

— Тут, как говорится, спрос рождает предложение. Будет интерес у аудитории — программ будет больше — СМИ за этим проследят. Исходя из запроса, есть смысл в добавлении таких программ, которые обсуждали бы темы смысла жизни, любви, дружбы — того, о чём человек задумывается, но не всегда может найти ответ. Вот, сколько у нас сейчас, например, есть современных фильмов, которые бы показывали красоту и чистоту полноценной семьи и учили, как её сохранить, как построить отношения с детьми? Такого рода фильмов не так уж много, на пальцах одной руки можно пересчитать, намного больше направленных на потребление. А о вере, не как о знании ряда праздников, а о сути христианства — и подавно. А ведь подчас за обрядовой стороной даже человек, считающий себя верующим, не видит содержания.

— Как обстоят дела с кинематографом? Заинтересована церковь в развитии wэтого направления?

— Я думаю, что заинтересована. Потому что, например, фильм «Остров» Павла Лунгина вызвал большой резонанс, так как очень остро начал задавать важные вопросы в жизни человека: о смысле жизни, о целях, о прощении, о любви. Такие фильмы выходят. Тут вопрос к православным режиссёрам, которые могут снять фильм хороший с профессиональной точки зрения и при этом показать красоту церкви.

А что насчёт соцсетей? У всех они сейчас есть. Не возбраняется священнику вести страничку и должен ли он проповедовать в сети на своей странице, если она у него есть?

— Всё дело в личной ответственности человека, который ведёт социальные сети. Здесь есть определённая опасность, что, став блогером, он начнёт вести людей не ко Христу, а к себе, потому что будет говорить о своей деятельности, высказывать свою точку зрения на какой-либо вопрос, а не доносить позицию церкви. Часто в соцсетях элементарный разговор о вере превращается в какие-то дебаты, которые не приносят никакой пользы. Тут нужно вовремя остановиться. Но есть в общении в соцсетях и положительные стороны, такие как возможность задать вопрос о вере, если больше обратиться не к кому. Вести соцсети священникам не запрещается, но каждый должен понимать, что он делает и для чего.

— А обращается ли к вам молодёжь через социальные сети?

— Обращается. Например, я прихожу в институт культуры и на первой встрече говорю: «Вот вам ссылка на страничку, обращайтесь, если будут вопросы, мы с вами договоримся о встрече». Потому что личные вопросы лучше обсуждать лично.

— Как борется церковь с критическими или откровенно враждебными высказываниями о вере в соцсетях?

— Церковь высказывает свою официальную позицию, искать тех, кто её не разделяет, и ввязываться с ними в дискуссию у неё задача не стоит. Надо самим нести правду, а не искать тех, кто неправду говорит, — слишком много сил на это будет потрачено впустую: сегодня эти люди одни, завтра другие.

— А как вы думаете, когда-нибудь это закончится?

— Человек всегда будет искать виноватого. Мало кто может признать свою ответственность за проблемы, которые возникают в его жизни. И всегда будут недовольные церковью. Начнём с того, что Христа распяли — безгрешного, исцелявшего и воскрешавшего людей, учившего любви и добру. И по отношению к церкви то же самое. Всегда найдётся тот, кто захочет её в чём-то обвинить. Тут важно другое: кто имеет право говорить что-то о церкви? Только тот, кто изучил её и находится внутри неё. Он знает толкование Писания и не станет говорить глупости, например, о том, что православие — вера слабых, так как Христос призывал подставить другую щёку, а если услышит об этом от других, напомнит им имена святых воинов (был ли Александр Невский слаб в бою с тевтонцами?) или мучеников (какую силу нужно иметь, чтобы перед угрозой быть заживо растерзанными, не отказаться от своей веры?). Или кто-то говорит, что церковь — это сборище унылых и скорбящих людей. А как же одна из основных заповедей, гласящая «Радуйтесь и веселитесь» или слова апостола Павла «Радуйтесь и беспрестанно молитесь»? То есть это вера радости. Ведь люди думали, что смерть — это конец, но пришёл Христос и говорит: «Нет, смерь — это начало». Причём начало такой жизни, в которой нет боли, а есть только вечная радость и вечная любовь. Но человек, который обвиняет церковь в унынии, этого не знает. Он видит только внешнюю сторону веры, воспринимает отдельные атрибуты, а в содержание не углубляется. Для того чтобы критиковать, нужно знать.

— А церковь пытается дать человеку это более углублённое знание?

— В интернете есть масса лекций толкователей Священного писания и даже целые порталы: Предание.ру или «Азбука веры», где можно найти ответ на интересующий вопрос. В СМИ и соцсетях озвучивается некий узкий спектр и даётся ссылка на источник. Если человека информация заинтересовала, он должен сам потрудиться, чтобы её найти. Истина не нуждается в рекламе.

— Заинтересована церковь как-то в том, чтобы доносить свою точку зрения медиа-средствами?

— Конечно, заинтересована. Существует целый канал — «Спас», в каждой епархии есть отдел по работе со СМИ, есть православный кинематограф, который говорит о тех смыслах, идеях и ценностях, которые необходимо сохранить и преумножить в современном мире. Появляются фильмы и программы, рассказывающие о традиционной семье и о том, как её сохранять, чем прекрасна многодетность, что такое патриотизм, почему важно иметь смысл жизни. Мне кажется, что в других странах на центральных каналах этого не найдёшь. Более того, словосочетание «смысл жизни» не на все языки можно перевести. И очень хорошо, что в нашей стране всё это есть.

Беседовал Сергей ЕЛИСЕЕВ

ФОТО «БЕЛГОРОД-МЕДИА»

Exit mobile version