Что мы знаем об их работе? На первый взгляд она представляется сплошным праздником, чередой торжественных регистраций браков и не менее торжественных выписок из роддомов. На второй – скучной констатацией фактов рождения, смерти, бракосочетания, усыновления, признания отцовства или перемены имени. Где же истина?
— Наша профессия – несомненно, праздник как для сотрудников, так и для граждан, важнейшие события в жизни которых мы призваны фиксировать, — считает начальник Центрального отдела управления ЗАГС администрации Белгорода Светлана Скурятина. – Но это ещё и будни — ежедневная терпеливая работа с людьми и очень кропотливая — с документами.
И ни в одном из этих действий мелочей не бывает, ведь люди обращаются в органы ЗАГС только в самые ответственные моменты. Слово «ответственный» здесь как нельзя кстати, ведь одна из причин, по которой человек приходит в ЗАГС, – желание официально взять на себя ответственность за ребёнка или семью. Как отмечает Светлана Ивановна, с началом спецоперации на Украине статистика признаний отцовства и регистраций браков значительно улучшилась за счёт семей военнослужащих. Мужчины, уходящие на фронт, совсем иначе смотрят на семейные отношения и хотят обеспечить материальную поддержку жены и (или) детей.
— И женщины, которых ранее устраивал статус матери-одиночки, тоже поменяли отношение к этому вопросу, ведь, не будучи ни женой, ни матерью ребёнка солдата, невозможно даже получить информацию о его состоянии в госпитале, не то что какие-либо выплаты, — отмечает руководитель управления ЗАГС администрации города Юлия Якимова.
Работа в архивах – тоже важная часть обязанностей, за каждым из документов личная история, иногда целая семейная сага. Есть здесь, например, такое направление, как внесение исправлений в запись акта. Если есть ошибки или неточности в написании актовых записей, то порой несколько династий постоянно сталкиваются с ними и не могут свободно пользоваться своими гражданскими правами. Даже такая мелочь, как различие в одну букву в написании имени человека в разных документах, не позволяет доказать, что речь идёт об одном и том же лице. Для того чтобы устранить ошибку, специалисты собирают все виды актовых записей, составляют дело и вносят исправления.
— Когда удаётся это сделать, ты с глубоким чувством удовлетворения кладёшь закрытое дело в архив, понимая, что люди теперь могут спокойно жить дальше, а их внуки и правнуки не будут страдать от ошибки, — делится Светлана Скурятина.
Сотрудники ЗАГС могут помочь найти и сведения о потерянном родителе, но только в том случае, если он указан в свидетельстве о рождении ребёнка. Если же ребёнок был усыновлён, то данные о его настоящих отце и матери разглашаются только с согласия усыновителей. ЗАГС стоит на страже закона и интересов семьи. Его работники – хранители семейной истории и тайны.
Они не просто свидетели происходящего, фиксирующие его в официальных актах, но и активные участники. И здесь снова вступает в дело слово «ответственность» — эти люди готовы брать её, например, за статистику по бракам и разводам. Они стараются прилагать все усилия к тому, чтобы первые были крепкими, а вторые случались как можно реже. Этому способствует работа семейно-консультативных центров.
— Мы хотим влиять на происходящее, объяснять людям, как правильно создать семью и как её беречь. Для этого берём на себя функцию наставников, беседуем с молодёжью. Одна из таких, ставших уже традиционными, встреч прошла с участием священника Михаила Артёменко и клинического психолога Натальи Верховод для студентов индустриального колледжа, — рассказывает Юлия Якимова. – Это общение полезно и подросткам – чтобы задать важные вопросы, — и нам для понимания происходящего в их среде. Все они очень разные. Те, что из неблагополучных семей, – особенный случай. Тут в 15 лет у девочки может быть несколько половых партнёров, её бьют, и ей это кажется нормальным, так в семье заведено. Какую семью потом создаст она сама? Здесь нужна наша помощь. Объяснить, показать то, чего молодой человек сам в ближайшем окружении не найдёт.
Перед вступлением в брак, пары также часто консультируют сотрудники ЗАГС. Особенно это необходимо при оформлении отношений с иностранцами, представляющими другую культурную и религиозную традицию, есть в таких браках и юридические тонкости, которые будущим супругам важно знать заранее.
Но самая главная забота – предотвращение разводов. Священник, психолог, сотрудники ЗАГС – все стараются убедить сохранить брак. Конечно, заявление принимают, но на обдумывание даётся месяц и один день, за это время можно успеть что-то изменить. И когда в установленный срок пара не является на расторжение брака — это тоже маленькая победа профессиональных хранителей семьи.
— Мы бьёмся за каждую пару, если даже одну сохраним – это уже хороший результат. Я как начальник отдела приглашаю их в свой кабинет, разговариваю. Даже с моими родственниками такое было. Выхожу как-то в коридор, а они идут в соседний кабинет разводиться. Серьёзно мы тогда побеседовали. Много времени с тех пор прошло, у них родился второй ребёнок, сейчас крепкая семья, и всякий раз, когда они меня встречают, говорят слова благодарности, — вспоминает Светлана Скурятина.
— И у меня недавно случай был: приходит девушка вся в слезах, кричит: «Развожусь!». Я её посадила, поговорила с ней и вижу, что она задумалась. Мужчина тоже был, в возрасте за 60, и мы его с Юлей, помощницей, отговорили. Видно, что люди — на эмоциях. Приглашаешь к себе, очень много слушаешь, приводишь доводы. Людям порой просто надо высказать наболевшее. И конечно, нужно учиться разговаривать друг с другом в семье, чтобы проблемы разрешались, и до разводов не доходило, — считает Юлия Якимова.
Есть у наших героинь и совершенно удивительная предновогодняя история. Мужчина – участник СВО, 49 лет, женщине – 66, она прошла серьёзный курс гормональной терапии, чтобы иметь возможность забеременеть от него, и это удалось, в январе будет рожать. Оба приезжие, обратились за регистрацией брака в Белгороде, так как в настоящий момент боец находится здесь в госпитале с ранением. Тут целых два аргумента – беременность и участие мужчины в СВО, которые позволяют зарегистрировать брак без срока на раздумье. И таких историй, говорят, сейчас много. Мужчина проходит у нас службу или лечение, избранница следует за ним, и здесь навеки соединяются их жизни, а Белгород в их судьбе навсегда остаётся местом обретения семейного счастья. Да будет так.
Марина МИНДОЛИНА
Фото Бориса Ечина