Людмила Гавриловна родилась 31 октября 1923 года в городе Белебее Башкирской автономной республики. В 1933 году отца перевели на работу в Белгород. Тут она училась в школе до девятого класса. Людмила Лазарева была совсем юной девочкой, когда в жизнь её ворвалась война.
— Я была уже взрослая, оканчивала девятый класс, когда началась война. Конечно, я без сомнений и раздумий стала помогать в госпитале раненым бойцам. Хотелось быть полезной своей стране в такое нелёгкое время, — вспоминает она.
Мама Людмилы Гавриловны была директором городского детского дома. Когда немцы подошли к Белгороду зимой 1941 года, детский дом эвакуировали в Казахстан, в город Акмолинск. Так героиня вместе с семьёй и мамиными подопечными оказалась в другой части нашей большой страны.
— Я помню, как мы с мамой собирали по соседям одеяла, тёплые вещи и искали детей по городу, чтобы вывезти их. Многие остались без родителей, и их надо было забирать в эвакуацию. Ведь во время войны сироты были не только в детдомах. И мы все тогда помогали друг другу. Тут вспоминается: «Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля…», — демонстрирует отличную память бабушка.
Поразительная ясность ума, чувство юмора и преданность собственным идеалам – вот какое впечатление производит юбиляр.
— Всегда боролась за правду и справедливость. Не боялась ничего, – говорит Людмила Гавриловна.
В Акмолинске она окончила десятый класс. С тех пор как помнит себя, всегда трудилась.
— Мама мне сказала: «Ты будешь учиться, ты должна из себя что-то представлять». У меня был выбор: пойти медсестрой или на транспорт. Решила — на транспорт, чтобы было что-то активное, где не надо сидеть на месте. Я выбрала тогда курсы электромехаников связи и сразу после их окончания меня направили работать на железнодорожную станцию в городе Акмолинск. До августа 1943 года я там и проработала. Ни от какой работы не отказывалась, всегда трудилась, — вспоминает Людмила Гавриловна.
В августе 1943 года Белгород был освобождён от немецко-фашистских захватчиков. Людмилу Гавриловну приказом из Москвы перевели работать на железнодорожную станцию в родной Белгород. Упорство и труд, с которыми наша героиня выполняла поставленные задачи, принесли, как она сама говорит, награду, которая ей дороже всего золота мира. За самоотверженный труд в четвёртую военную зиму 1944-1945 годов она была удостоена права стать участником Дорожного слёта стахановцев-кривоносовцев Южной железной дороги, который состоялся 31 марта 1945 года в Харькове. Здесь её наградили знаком «Отличный связист».
— Автобусов тогда не было, и начальник нашей ЮВЖД сказал, чтобы к нужному времени я была в Харькове. Представляете, я ехала одна в вагоне. Меня там встречали как почётного гостя. Я даже видела товарища Сталина. И я, курносая кракозявка 20-ти лет от роду, стояла среди всех этих уважаемых награждаемых людей. Это вручение мандата и саму награду я запомнила на всю жизнь, — рассказывает Людмила Лазарева.
Однако дальнейшую свою судьбу наша героиня с транспортом не связала.
— Проработала я на железной дороге до 1947 года. За работу на транспорте награждена медалью «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны». Но потом я всё-таки пошла учиться в педагогическое училище — профессия моей мамы навсегда оставила в моём сердце след. И в итоге работа с детьми перевесила все достоинства первой профессии. Их любовь и стала моей главной наградой, — признаётся юбиляр.
У самой Людмилы Гавриловны тоже большая семья: двое детей, четыре внука и три правнука. Она с большой гордостью и трепетом рассказывает о них, знает о каждом достижении внуков и планирует погулять на свадьбах правнуков.
— Вот все мои дети и внуки очень красивые. А я своим родителям говорила: «Сделать сделали, а похорошить забыли». Но я очень люблю всю свою семью. И сейчас им говорю, что на пузе приползу и помогу, если нужно будет, — рассказывает бабушка.
После окончания педучилища Людмила Гавриловна работала воспитателем в детском доме, а потом стала заведующей детским садом и проработала там до ухода на пенсию.
Во время беседы она попросила дочь Татьяну показать табурет, который ей сделали когда-то ученики.
— Это 1987 год, представляете? Она цела до сих пор и занимает у меня почётное место. Своими руками делали и несли мне вручать. Я сейчас ещё вспомнила, как ставила сценку под музыку Чайковского и его «Танец маленьких лебедей». Представьте, переодели мальчишек, намудрили с костюмами и обыграли как мужскую партию. Как это было весело всё и искренне! Ко мне до сих пор заглядывают мои бывшие ученики. Я их когда-то конфетками угощала, а они мне сейчас овощи со своих дач несут, — улыбается она.
Людмила Гавриловна — очень цельная личность, она точно знает, чего хочет, и на всё имеет своё мнение. Рецепт долголетия у неё тоже свой:
— Улыбка, доброта и любимая работа. А ещё юмор. У меня есть шесть альбомов, в которые я собственноручно собирала и вклеивала анекдоты. А вообще я самая счастливая бабушка. Уши слышат, глаза видят. Я прожила много лет, и мне не стыдно обернуться назад. Я не сделала никому плохо в этой жизни. Я говорю своим детям и внукам: «Живите так, чтобы вам было не стыдно. Не надо ныть и плакать. Радоваться всегда есть чему».
Завершился разговор с бабушкой на такой же позитивной ноте – хозяйка, провожая гостей, напевала прибаутку в собственном изложении: «И пить будем, и гулять будем, а смерть придёт — убегать будем». Задорный смех нашей героини не оставил никаких сомнений, что юбилею быть и, возможно, не одному.
Ксения МЕДВЕДЕВА
Фото автора и из личного архива героини