— У нас здесь сенсаций нет. Раньше было всё так же, как и сейчас. Люди пили, ели, били посуду, теряли монеты, — смеются специалисты «Белгородской археологической экспертизы».
Несколько десятков специалистов разных направлений ведут работы на Свято-Троицком бульваре, это пространство через несколько лет станет уникальным «Белым кварталом» с множеством культурных объектов, а пока что площадь около митрополии визуально напоминает многократно увеличенную версию детской площадки.
Огромные ямы и горы земли, лопаты и стрелочки, разметка и специальное оборудование – серьёзная работа ведётся около трёх месяцев. Задача археологов — не просто перекопать всю землю. Пространство разделено на секторы. А каждый сектор – на квадраты 2х2. Последовательная проработка каждого участка называется «шагающей траншеей». Крайне важно выдерживать такой порядок. С помощью разметки и тахеометра специалисты определяют, «привязывают» и фиксируют место добычи каждого предмета. Учитывается не только территориальное положение, но и слой, в котором была обнаружена находка.
— По планам краеведов города в этом месте исторически располагается часть мужского Свято-Троицкого монастыря. Это объект археологического наследия и элемент историко-культурного заповедника «Старый Белгород», — объясняет археолог Александр Кононенко.
Археологические работы организуют не перед всяким строительством. В данном случае эта земля имеет историческую и культурную значимость, поэтому проведение раскопок обязательно. По итогу исследований будет создан акт государственной историко-культурной экспертизы.
Кроме поиска артефактов, в процессе раскопок специалисты проводят анализ состава земельных пластов и их расположения. Также реализуется много параллельных задач на разных этапах работы: фотографирование и сверка данных, зачистка площади, нивелирование слоёв, учёт и классификация найденных предметов. Короче говоря, территория раскопок проходит доскональное изучение и фиксацию как на полевом, так и на камеральном этапе (он включает анализ полученных данных и составление отчёта о раскопках – прим. автора).
Так что же было найдено в месте раскопок? Больше всего было обнаружено осколков бытовых предметов и фрагментов костей животных. Эти две категории встречаются чаще всего, потому что с подобными предметами люди имеют дело каждый день. А кости животных – остатки питания наших предков. Таких артефактов в «Белом квартале» собралось уже несколько мешков. А ведь работа только началась.
Гораздо более ценное открытие – это обнаружение сорока захоронений людей. Находки, относящиеся к ним, уже отправились на антропологический анализ. Процедура покажет прижизненные травмы, гендерную принадлежность и прочие особенности останков.
— Объекты, с которыми мы сталкиваемся при раскопках, — это наша история. И не только недавняя. Многие люди относятся к археологии несерьёзно. Мол, кому это вообще нужно. Но ведь на самом деле, помимо слоёв XVIII-XX веков, мы можем столкнуться и с миром поселений бронзовой или железной эпох, — поделился Александр Кононенко.
Примечательно, что древность и уникальность артефактов практически не зависят от того, в каком они были найдены слое, ведь смешение слоёв может произойти даже по техническим причинам. Например, при стройке. Природных условий также масса. Однако всегда очень важно, где и как были найдены предметы, это обязательно следует фиксировать. Ведь они могут быть связаны с соседними артефактами, а некоторые из характеристик находок могут показать временную или иную их принадлежность.
Археологические работы уже принесли более двухсот индивидуальных предметов. О них рассказал археолог Андрей Божко. Пуговицы и посуда, монетки разных времён, начиная с XVII века, маятники от часов, кувшины, подсвечники, пули, женский револьвер и даже немецкая кровать времён Великой Отечественной войны годами и столетиями хранились под землёй. Артефакты, связанные с Великой Отечественной войной не имеют археологической ценности, но представляют большой исторический интерес, поэтому найдут своё место в фондах, а может быть, и экспозициях музея-диорамы. А жизнь некогда стоявшего здесь монастыря археологи продолжат изучать.
— Кстати, интересно, что на данный момент мы нашли всего две курительные трубки. Видимо, в монастыре действительно мало курили. А ведь порой случается так, что при раскопках натыкаешься на трубки постоянно. А вот крестиков мало. Наверное, большинство мужчин носили деревянные или тканевые кресты. Поиск объектов и фиксация всех сведений очень важны, ведь благодаря этому мы можем ознакомиться с бытом и традициями наших предков, выявить историко-культурные связи и закономерности, — отметил Андрей Александрович.
Мария ЛЕБЕДЕВА
ФОТО АВТОРА