Третий этаж ФОК «Салют». Зеркала на стенах и красно-синее покрытие на полу. И словно росчерки молнии — стремительные движения юных кикбоксёров. Зрелище завораживает. Хотя, если быть справедливым, так двигаются те, кто постарше. Младшие пока только учатся, глаза их под защитой прозрачных масок одновременно азартны и сосредоточены.
— Официально в спортивную школу принимают с десяти лет, но на самом деле к этому времени ребёнок во многом уже сформировался, — делится Станислав Кржеменевский. – Кого-то затягивает улица, кого-то компьютер. Поэтому в спортивный клуб мы привлекаем ребят уже с пяти-шести лет. И мы к ним приглядываемся, и сами ребята могут определиться: нравится ли им этот вид спорта.
У многих ребят на форме такая же эмблема, как у тренера: «Школа боевых искусств Станислава Кржеменевского». Шёл наставник к своей школе три десятилетия, в октябре 1993 года впервые провёл тренировку по карате-до в спортивном комплексе «Локомотив» в Сургуте.
— Сургут вообще очень спортивный город, — вспоминает тренер. – Залы заполнены. Порой условия не очень, но это никого не останавливало. Я начинал в шесть лет с дзюдо, потом пошла мода на карате, когда оно ещё было полузапрещённым. Тренировались в школьном спортзале, не включая свет. А в том, что остался в спорте, большая заслуга моего первого тренера Николая Павловича Комарова. Позже он уехал из Сургута, но мы с ним долго ещё созванивались, советовались.
Станислав Александрович оказался достойным своего учителя, а в чём-то даже превзошёл его. Воспитанница Станислава Кржеменевского Светлана Фадеева в 2005 году стала чемпионом мира в дисциплине поинтфайтинг (ранее семи-контакт). На счету тренера и подготовка четырёх мастеров спорта международного класса, за что он в 2010 году удостоен звания «Заслуженный тренер России».
Через три года он переехал в Белгород. Сейчас работает в СШОР № 1, ведёт разновозрастную группу, в которой занимаются около 60 мальчишек и девчонок. Все они выступают в дисциплине поинтфайтинг, одной из трёх в кикбоксинге, которые проходят не на ринге, а на татами. Владислава Остапчук — одна из наиболее способных и перспективных воспитанниц Кржеменевского.
— У нас самый лучший тренер, — говорит она. – Он очень понимающий, с ним всегда можно поговорить на любую тему, посоветоваться и о спорте, и о жизни.
Владислава признаётся, что пришла в кикбоксинг, чтобы научиться защищать себя от обидчиков, но сегодня ценит в спорте прежде всего дисциплину и интеллект. И мечтает стать тренером, так же, как ещё один воспитанник Кржеменевского — Иван Голованов. Оба уже сейчас увлечённо работают с малышами.
Кстати, и сын Станислава Александровича — Владислав — пошёл по стопам отца, помогает ему воспитывать будущих чемпионов.
Говоря о нём, Станислав Александрович улыбается:
— У него не было выбора. С пяти лет со мной. На сборах, тренировках. А один раз на соревнованиях, ещё совсем малышом, надел шлем, перчатки и выскочил на ринг, чем просто поверг в ступор и спортсменов, и судью.
Все воспитанники Кржеменевского как одна семья. Старшие помогают младшим. Иногда заглядывают и родители, им здесь тоже рады. «Но неужели нет никаких проблем?» – спросит иной читатель. Конечно, есть. Главная связана с проблемой дискриминации российских спортсменов, отсутствия в календаре многих международных стартов. Тот же Иван Голованов, считающийся одним из самых перспективных кикбоксёров, успел принять участие лишь в одних международных соревнованиях в Италии. А Ирина Чернова — первый мастер спорта, воспитанный Кржеменевским в Белгороде, — была два года назад участницей чемпионата мира. Пока руководство ВАКО (Международная федерация кикбоксинга), занимает антироссийскую позицию. Но Станислав Кржеменевский и его воспитанники не унывают. На следующий день после нашей встречи они отправились в Раменское на соревнования стран ШОС. Как говорится, кто хочет – ищет возможности. И находит.
Андрей ЮДИН
Фото Бориса Ечина