Недавно сотрудники ФСБ задержали двух молодых парней, которые пытались перейти границу, чтобы воевать против своей страны. Узнаем их точку зрения.
— Я не поддерживал специальную военную операцию, потому что там страдают как россияне, так и украинцы и идёт война, где разрушается Украина, — рассказал о своих убеждениях один из них и продолжил: — Конкретное решение принял в мае 2023 года. Накопилось много моральной тяжести, у меня погиб друг в Украине под ракетным обстрелом, он проходил срочную службу. Я видел в Днепропетровске разрушенный подъезд, «мясорубку» в Бахмуте и отношение моих знакомых в России, которые убеждены, что такой страны, как Украина, не существует. Тогда я принял для себя решение встать на защиту Украины.
— Меня побудило моё личное желание с этим бороться, потому что я был оппозиционером, — рассказывает второй задержанный.
Это мотивы, что называется, личные. Но есть и более глубинные и общие причины подобных поступков некоторой части молодёжи, заложенные в самом развитии общества и применяемых в нём технологиях.
— Молодые люди готовы впитывать всё, что им кажется модным и ярким, что, прежде всего, указывает на эмоциональную сторону жизни. Оценивают ситуации не рассудком, а эмоциями, — комментирует заведующий кафедрой социологии и управления БГТУ им. В.Г. Шухова Михаил Игнатов. — Протест — это обычная история для молодёжной среды. Поиск своего места в этой жизни через него, через нахождение новых форм развития моды, культуры, музыки, фильмов – это нормально, естественно. Другой вопрос, каким авторитетом это возглавляемо, кто ведёт их за собой. А комфортные ситуации порождают самые глубокие пороки, как бы это странно ни звучало. Те, кто родились в путинскую эпоху — это поколение, которое живёт в самых комфортных условиях.
— Всё, что было наработано в фашистской Германии, сейчас получило новый импульс развития. Все эти приемы ещё более изощрённые, ещё более развитые, потому что мы получили доступ к информации в реальном времени, — оценивает действия противной страны доцент кафедры всеобщей истории педагогического института НИУ «БелГУ» Сергей Прокопенко.
На эти приёмы «клюнул» и один из нарушителей границы. После задержания он откровенно рассказал историю своего предательства:
— Я получил задание в сентябре прошлого года, когда уже шла мобилизация. Надо было съездить в два военкомата, сделать снимки с разных ракурсов. Получил за это 18 тысяч рублей. В марте было такое же задание. Тоже выполнил. Получил опять деньги. Потратил их на личные нужды. Потом поступило предложение вступить в ВСУ. Зарплату пообещали высокую. Размышлял около полутора месяцев. В конце апреля уволился с работы и написал, что даю согласие. 14 мая я шёл к российско-украинской границе с целью незаконного пересечения границы и был задержан. Да, хотел вступить в ВСУ. Планировал пройти военную подготовку, чтобы после принимать участие в боевых действиях на стороне Украины против России.
У другого задержанного был несколько иной план действий:
— Я ни с кем не связывался. Посмотрел по картам, по геолокации. Хотел выйти к властям, полиции или военным Украины, чтобы сдаться. Попроситься в ВСУ или в полицию, четкого плана не было.
Первое, что испытывает большинство россиян, слыша или читая такие слова, конечно, возмущение. Но стоит посмотреть на это глубже, как на неизбежное социальное явление, с которым нужно бороться, а лучше – предотвращать.
— Люди, которые готовы выступить против своего государства, против народа, против власти приходят к этому по разным мотивам, – объясняет Сергей Прокопенко. — Есть три основные категории, которые вступают на этот путь. Первая – люди идейные, которые, в данном случае, действительно считают, что западная цивилизация – лучшее, что есть в мире. Вторые – это те, кто элементарно попал под влияние пропаганды, ну, а третьи — это, пожалуй, самая массовая категория, — те, кто оказался в трудных жизненных ситуациях и им нужны деньги, чтобы решить их финансовые и другие проблемы.
Если говорить о неудавшихся «перебежчиках», рассказавших свои истории, то теперь они осознали всю пагубность предпринятых ими шагов, раскаиваются в содеянном, понимают, что поддались украинской пропаганде и призывают всех, прежде всего молодых, людей, трезво оценивать действительность и не попадаться на удочку провокаторов.
И, что называется, честь и хвала нашим спецслужбам, что они научились вовремя останавливать ребят. Они не совершили главного, последнего и самого страшного шага. У них есть возможность в дальнейшем доказать искренность своих признаний, искупить свою вину.
Но встаёт вопрос: что дальше? Ведь такие инциденты вполне могут повторяться. И полностью избежать этого вряд ли возможно.
— Да, стопроцентно консолидированное общество никогда не получится сформировать. Всегда будут люди, которые недовольны государством, — согласен с таким мнением Сергей Прокопенко.
Вторит ему и Михаил Игнатов:
— Избежать полностью предательств мы не можем. Но снизить процент подобных лиц мы обязаны, иначе как страна мы просто не состоимся. У нас сейчас уникальный сдвиг гражданского самосознания в связи с СВО, рост волонтёрского движения, развитие гражданского общества. Уверен, что это поможет уменьшить число подобных моментов.
Мы живём, как сказал депутат Государственной Думы Александр Карелин, в самое правильное для страны время. Это время называется «напряжение». Оно позволяет отсекать лишнее в плане бюджетной политики, культуры, видения своего государства. Мы становимся взрослее. Это время сложное, но время возможностей. Нас ждёт большая консолидация и большое очищение. Такой коллективный вывод сделали наши эксперты, исходя из сложившейся ситуации и ознакомившись с историей двух несостоявшихся предателей, из которой общество обязано извлекать уроки, чтобы двигаться дальше.
Беседовал Сергей Елисеев
Записал Андрей Юдин