— Наталья Егоровна, вы пришли работать в гимназию в 1994 году сразу после института?
— Да, сразу. Я окончила наш Белгородский педагогический институт, исторический факультет. 1 сентября я пришла на работу в гимназию, и вот по сей день в одном, теперь уже родном, образовательном учреждении.
— Почему вы решили стать учителем?
— В Шебекино я окончила школу № 2, на тот период времени она была одной из лучших в области. Там работал очень сильный педагогический состав. Учитель истории, которая у меня была, — Эльвира Петровна Артемьева — заложила желание выбрать эту профессию.
— Учитель – это одна из самых ответственных работ. Времена и люди меняются, но ученики всегда берут пример со своих наставников. Что для вас значит — быть учителем сегодня?
— Несмотря на то, что времена меняются, роль учителя, о которой говорили еще Макаренко и Сухомлинский, принципиально не поменялась, потому что главное — понимание того, что ты являешься человеком! Человеком совестливым, высоконравственным, который готов обращать свой взор на других людей, помогать и поддерживать. Сегодня учитель – это и психолог, и организатор, и спортсмен, и поэт, и сценарист, и режиссёр, и тот, кто знает современные технологии, и самое главное – тот, кто великолепно знает свой предмет.
— Для вас в профессии был момент, когда хотелось всё бросить и поменять род деятельности?
— Нет, ни разу, несмотря на все сложности. Всегда есть какая-то усталость: эмоциональная, физическая, психологическая – мы все люди. Бывают какие-то сложные периоды или задачи, которые нужно решить, приложить какие-то дополнительные усилия, получить дополнительное образование. Но если бы этого не было, то и мы бы не развивались. Кстати, дети тоже, по сути, учат нас. Они молодые, прогрессивные. Каждый день можно узнавать что-то новое, самому учиться. Я спокойно могу попросить у детей помощи. Они технологичные сейчас и прогрессивные, и я считаю, что это здорово.
— Не каждый ведь готов и открыт, когда его учит ученик…
— Мне кажется, мы физически не можем объять все эти потоки информации в современном мире. Ученики не боятся узнавать что-то новое, а нам, педагогам со стажем, иногда кажется, что вот мы чего-то не знаем, что-то не пробовали ещё. И у нас же есть, помимо учеников, ещё и молодые педагоги. Все помогают друг другу и это здорово.
— В школе вам повезло с наставником, а в университете тоже были такие люди?
— Вы знаете, у нас была уникальная кафедра исторического факультета. В то время он был самый, наверное, востребованный для получения высшего образования. У нас работали такие преподаватели, как Алла Александровна Дворецкая и Вера Владимировна Малай — мой научный руководитель. Методику преподавания и всё то, что имело отношение к профессии учителя вели Татьяна Григорьевна Питинова и Валерия Вячеславовна Дубинина. Они как раз дали тот объём знаний, который позволил состояться в профессии. Когда я пришла работать в школу, Валерия Вячеславовна здесь уже была заместителем директора, и получилось так, что она и в учёбе, и в работе стала для меня наставником.
— Какое у вас самое тёплое воспоминание, связанное со школой и с учениками?
— Достижения детей. Знаете, перед ними сейчас открыто такое количество дорог и путей. У них есть олимпиады, стипендии губернатора и мэра, конкурсы, фестивали. Мне отрадно и ценно то, что я могу показать все эти дороги и помочь ребятам по ним пройти и достичь успеха. И вот когда они приходят и делятся этими успехами – это настоящие счастье и гордость.
— Есть ли у вас какой-то свой профессиональный секрет, как заинтересовать учёбой современного ребёнка?
— Секрет прост: если учитель демонстрирует интерес и уважение к предмету, постоянно в нём совершенствуется, то ребёнок это видит и ему тоже становится интересно. Обмануть его нельзя, дети быстро «считывают» такие моменты. Нужно быть истинным фанатом своего дела.
— Какой самый важный совет вам хочется дать родителям?
— Несколько советов. Быть в тесном контакте с учителями, потому что ребёнок в школе проводит больше времени, чем дома. Понимать, чем живёт ребёнок, знать предпочтения, откликаться на просьбы, больше разговаривать и находить какие-то точки соприкосновения. Быть для него хорошим примером – ведь это работает лучше, чем слова. Понимать, что ребёнок дома и ребёнок с одноклассниками или за пределами школы – это уже другой ребёнок. Ну а мы, педагоги, всегда открыты для общения, готовы ответить на все вопросы и помочь.
— Что вы пожелаете своим коллегам в День учителя?
— Самое главное, чтобы они оставались в этой профессии. Выбор этот был сделан когда-то, я уверена, осознанно, кому-то нужно было пройти сложный путь борьбы с собой, кому-то — через профессиональное выгорание. Но у нас уникальная профессия, она даёт очень много не только детям, с которыми мы работаем, но и в первую очередь нам. Неважно, в каком возрасте ты находишься, какой стаж работы у тебя. Оставаться в профессии, не терять вкус к преподаванию и интерес к детям, понимать, что перспективы на самом деле раскрываются каждодневно.
Фото Бориса ЕЧИНА
Ксения МЕДВЕДЕВА