О сыщиках написаны увлекательные детективы и сняты сериалы. И это не случайно, ведь у них есть всё то, что присуще настоящим мужчинам, — работа, связанная с постоянным риском, мужество, выдержка, отличная подготовка и готовность в любую минуту встретиться лицом к лицу с преступником, чтобы защитить человека. И белгородские оперативники ежедневно доказывают это.
Отчитываясь на днях перед общественностью, начальник управления уголовного розыска регионального УМВД Роман Антюфеев рассказал, что, несмотря на осложнение оперативной обстановки, связанной с приграничным положением региона, у оперативников — положительные результаты работы. В этом году подразделения уголовного розыска раскрыли 1849 преступлений, причём 892 из них — тяжкие и особо тяжкие. Удалось добиться стопроцентной раскрываемости тяжких и особо тяжких преступлений против личности. Одно из последних – убийство несовершеннолетней девушки в Белгородском районе. Оперативники фактически в течение суток вышли на след подозреваемого и задержали его.
При участии сотрудников уголовного розыска раскрыто 67 краж из квартир и домов, 39 грабежей, пять разбойных нападений, девять поджогов и более 500 иных видов хищений.
В работе сотрудника уголовного розыска много нюансов, и кроме самоотверженности и преданности своему делу, ему необходимо иметь оперативное чутьё, позволяющее распознать, изобличить и задержать преступника.
Мы не можем раскрывать подробности недавних преступлений, а вот рассказать о «делах минувших дней» — вполне. Полковник в отставке Владимир Толстопятов более четверти века посвятил службе в уголовном розыске. Он поделился воспоминаниями о том, как раскрывали «громкие» преступления в 80-е годы прошлого столетия.
«В Свердловский РОВД по Белгороду обратились родители без вести пропавшего жителя областного центра, — рассказывает Владимир Алексеевич.- В отделе уголовного розыска завели розыскное дело. Были установлены связи мужчины и его образ жизни. Анализ показаний свидетелей и родственников говорил о том, что он стал жертвой преступления. Но все ориентировки и обращения по местному радио и телевидению к возможным свидетелям оказались безрезультатными. А поступавшая оперативная информация была самой противоречивой.
Через несколько дней после исчезновения этого человека в пойме Везёлки, на территории обслуживания Октябрьского райотдела, рыбаки обнаружили части тела мужчины. Прокуратура Октябрьского района возбудила уголовное дело.
Проведённые следственно-розыскные действия и заключения судебно-медицинского и экспертно-криминалистического исследований установили, что это тело разыскиваемого.
Над раскрытием преступления работала следственно-оперативная группа из числа сотрудников прокуратуры, Октябрьского и Свердловского РОВД Белгорода. Сразу начали отработку нескольких версий. И одна ниточка привела к некоему гражданину. Когда улик появилось достаточно, подозреваемого задержали. Сначала он держался спокойно, даже нахально. Потом шумел, возмущался – незаконно, мол, задержали. И окончательно вывести его на чистую воду нам помогла деталь. Обратили внимание на то, что в квартире, где жил подозреваемый, на одной из стен в кухне обои сорваны. И задались вопросом: «Почему?».
Поймали подозреваемого на противоречиях в его показаниях и показаниях хозяйки квартиры. Да и улики против него были серьёзные. Он всё рассказал о мотивах совершённого преступления, выдал орудие убийства и показал место, где расчленял труп. Впоследствии убийца был привлечён к уголовной ответственности на многие годы».
Конец 80-х и начало 90-х годов — это эпоха перестройки и реформ. Но это и время, когда криминальные структуры активизировали свою преступную деятельность.
«Появились и первые заказные убийства, — вспоминает Владимир Алексеевич. — На федеральной трассе «Крым», между Новой деревней и Майским грибники наткнулись на мешок с частью человеческого тела. На место ЧП выехала следственно-оперативная группа Белгородского РОВД. При осмотре оперативники нашли другие части тела, но головы не было. Скоро об этой зловещей находке узнали все жители близлежащих сёл и Белгорода.
Несколько дней работники милиции обходили дом за домом в окрестностях. Народ был откровенен, но ничего заслуживающего внимание узнать не удалось. Ночи в тот период года были тёмные, да и спать на селе ложатся рано. Учитывая, что это дорога федерального значения, направили запросы и поручения во все городские и районные отделы внутренних дел области и различные регионы России, установили сроки проверки находящихся в розыске без вести пропавших, схожих по приметам и описанию татуировок на обнаруженных частях тела.
И через несколько дней поступила информация о том, что по приметам найденный схож с одним из без вести пропавших.
Опросили жену, соседей и коллег по работе, назначили исследования. Дактилоскопическая экспертиза и ряд других подтвердили, что это он. Отрабатывали сразу несколько версий. Но все они не находили подтверждения. Было принято решение вернуться к версии о причастности к преступлению жены погибшего. К этому времени появилась информация, что она, работая комендантом в одном из общежитий Белгорода, имела внебрачную связь. Её мужчина был физически крепким и тренированным молодым человеком. Оперативные и следственные действия позволили собрать доказательства его вины и основания для задержания.
При задержании он вёл себя корректно, но был чем-то взволнован. И после проведения очной ставки с одним из свидетелей «поплыл», рассказал о совершённом убийстве и мотивах. Устранение мужа заказала его жена. И исполнитель, и заказчица были приговорены к длительным срокам лишения свободы».
Сейчас другое время и новые схемы нарушения Закона. Растёт количество преступлений, которые совершаются с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Совместно с сотрудниками ФСБ выявляются каналы поставок оружия и боеприпасов. Незримый бой с преступностью продолжается.
Фото из свободных источников
Анна БАРАБАНОВА