Поколение первооткрывателей

В следующем году БАМ – легендарная стройка ХХ века – будет отмечать полувековой юбилей. 8 июля 1974 года молодёжь со всей нашей огромной страны по призыву комсомола отправилась через тайгу, горы и сибирские реки прокладывать путь к океану. Совместный проект «Нашего Белгорода» и регионального отделения Общероссийской общественной организации «Бамовское содружество» посвящён этому событию.

Поколение первооткрывателей

Это точка притяжения

Строили Байкало-Амурскую магистраль энергичные и не боящиеся трудностей молодые люди. Те незабываемые годы их молодости остались в сердцах навсегда. Ведь именно там зарождались настоящая дружба и любовь, которые они сохранили до сих пор. Стальная магистраль соединяла не только города и посёлки, но и судьбы людей. Многие белгородцы, с кем мне посчастливилось познакомиться во время работы над проектом, повстречались друг с другом именно во время строительства этой железной дороги. Николай Иванович и Ирина Васильевна Гросул тоже встретились в далёкой Тынде. Впрочем, у каждого из них – своя история.

Николай Иванович родом из Кировоградской области, с Украины. После школы поступил в училище, чтобы получить специальность техника-электрика, но окончить его не удалось – пришло время выполнять воинский долг. Первый год служил в столице, а в апреле 1974-го эшелон мчал их в неведомую тайгу. Ехали 11 суток. Часть, в которой служил Николай Иванович, расквартировали в Тынде.

Жили они в палатках, хотя зимой столбик термометра  опускался до минус 60. Но военные перед трудностями не пасовали, обеспечивая надёжную связь. А когда выпадали свободные минуты,  рыбачили, собирали в тайге бруснику и голубику.

– Снабжение было отличное, – вспоминает Николай Иванович.
– А хлеб привозили из Якутии, причём в банках.

Когда пришло время демобилизации, 20 военнослужащих договорились вернуться сюда, так их покорили эти места. А у Николая Ивановича появилась ещё одна причина вернуться в Тынду. Здесь он познакомился с Ириной. Их первую встречу до сих пор помнит в мельчайших подробностях. Ребята ловили рыбу, а девушка шла из магазина по берегу Тынды. На ней было синее кримпленовое платье и белые туфли, а в авоське – три булки белого хлеба.

В феврале 1976-го, повидав родных, Николай Иванович вернулся в Тынду. Родители отпустили, хоть мама и ворчала: «Куда в такую даль?». А когда сын женился, говорила: «Якутка сына забрала».

Впрочем, Ирина не была представительницей коренных народов. Их большая семья, в которой росли два сына и дочь, жила в деревянном доме со ставнями на берегу одноимённой реки в Тынде. После школы девушка поступила в педагогическое училище в Благовещенске, пошла по стопам мамы, которая работала заведующей детским садом в посёлке. А в то памятное для них лето она приехала в родные места на практику.

В августе Ирина вновь уехала на учёбу. Они ещё раз встретились, когда будущий супруг уезжал домой через Благовещенск.

– Не верила, что Николай вернётся, – признаётся она.

– Ну да, а кто телеграммы мне присылал, когда экзамены сдавала на «отлично»? – с улыбкой интересуется Николай Иванович.


Их жизнь – железная дорога

В марте они сыграли свадьбу. Ирина Васильевна работала воспитателем в детском саду, Николай Иванович —  электромонтёром в отделении временной эксплуатации. Вначале жили с родителями Ирины Васильевны, потом получили свое жильё. Это был вагончик в форме бочки. В то время Тында – это небольшой посёлок из частных домов. А когда развернулось строительство железной дороги, здесь появились улицы со столичными названиями: Сокольники, Китай-город, Красная Пресня. Так молодёжь из Москвы называла новые районы. Их семья жила как раз в Сокольниках. Это жилище было памятно ещё и тем, что рядом был стадион, где проводили Всесоюзный фестиваль «Огни магистрали», на который приезжали знаменитости со всей страны. А электричество на мероприятия подключали именно из их вагончика. И Николаю Ивановичу как-то посчастливилось сфотографировать Иосифа Кобзона.

Вскоре глава семьи перешёл на работу в дирекцию строительства БАМа, и всю жизнь проработал на разных должностях на железной дороге. Дома почти не бывал, всё время – командировки. Строились новые станции, разъезды, и везде нужны электричество и связь. Особенно напряжёнными были периоды перед Новым годом. Но Николай Иванович, выросший в селе и прошедший армейскую школу, работы не боялся.

– Он очень ответственный человек, – говорит супруга и вспоминает случай, который потряс всех.

Однажды из-за ремонта в вагончике он опоздал на рабочий поезд, который курсировал раз в неделю, и пошёл к месту назначения пешком. Тащил оборудование по снегу на себе десятки километров. Характеризует его и такой факт: в 1980-е Николая Ивановича как одного из лучших представителей профессии  пригласили на телевидение в Благовещенск, чтобы участвовать в программе ко Дню железнодорожника.

Интересно и другое: он, выросший на юге, легко переносил сибирские морозы. Даже перчаток не носил и «уши» у шапки-ушанки не опускал. Ирина Васильевна его так и узнавала издали: «Мой идёт!».

Жизнь их была непростой. В декабре 1976-го у них родился сын, жили  в той же бочке. Кроватку для первенца Николай Иванович смастерил сам. В качестве стенки – старая рыболовецкая сеть. А когда через два с половиной года родилась дочь, семья уже переселилась в однокомнатную квартиру. В этой однушке они прожили 19 лет, пока не получили квартиру побольше.

Николай Иванович и жену переманил на железную дорогу после выхода из декретного отпуска. Правда, ей пришлось осваивать профессию бухгалтера и даже поступить в техникум. А через пять лет энергичная, коммуникабельная Ирина Васильевна ушла работать в Дом отдыха локомотивных бригад. Здесь машинисты восемь часов отдыхали перед каждой поездкой.

– И так 19 лет воспитывала взрослых мужиков, – шутит она.

По стопам родителей пошли и дети. И сын, и дочь, и даже невестка работают на железной дороге. Сынишку Николай Иванович часто брал с собой на работу, и мальчик с интересом осваивал его профессию. А в школьные годы даже работал с отцом во время летних каникул.


Через годы и расстояния

– 40 лет работы на БАМе – это лучшие годы жизни, – говорит Николай Иванович.

Ирина Васильевна с ним согласна. Хорошо жили, дружно. Двери в их бочке не закрывались – приходили друзья, знакомые. И даже незнакомый человек мог зайти погреться в сильный мороз. Вместе с друзьями и коллегами собирались в праздничные даты, а какие праздники устраивали! Ирина Васильевна с её творческими способностями была сценаристом и неизменной ведущей. Ей даже прозвище дали – «наша Ангелина Вовк». Этот неугомонный дух и трудолюбие они сохранили до сих пор. Выращивают цветы, ягоды и фрукты. Обеспечивают витаминной продукцией детей и внуков. Их семьи по-прежнему живут в Тынде. Сушёные яблоки, малина и даже шелковица там как нельзя кстати. Этим летом Николай Иванович побывал в тех местах. Надо было помочь семье сына, ведь сейчас он вместе с мобилизованными земляками выполняет воинский долг в зоне СВО.

В нашем городе семья Гросул живёт уже десять лет. Они долго выбирали, куда им перебраться из Амурской области, когда выйдут на заслуженный отдых. Вариантов было много. Друзья и родственники звали в Смоленск, Брянск и на Кавказ. Но больше всего им понравился Белгород, и сейчас он стал для них родным. В их районе, по самым скромным подсчётам, живёт восемь семей тындинцев. Во всяком случае, столько машин с номерами того региона.

Живут в нашей области немало друзей, вместе с которыми Гросулы работали на БАМе и дружат до сих пор. Когда пришлось перекрывать крышу дома, все они приехали помочь. Работали так профессионально, что соседи диву давались: «И где вы такую бригаду нашли?!». А друзей со всей страны не сосчитать. Только в «Одноклассниках» у Ирины Васильевны больше 300 человек!

Анна БАРАБАНОВА

Фото из архива семьи Гросул

Exit mobile version