Сто лет на родной земле

«В августе 1943-го…» - эта фраза стала ключевой в нашей беседе с удивительной женщиной, которая всю жизнь посвятила воспитанию детей и стала свидетельницей и участницей многих значимых исторических событий, разворачивавшихся на территории Белгородчины.

Сто лет на родной земле

Жизнь длиною в век

Я познакомилась с Марией Мартыновой благодаря ветеранам педагогического труда. Не так давно серебряные волонтёры вместе с сотрудниками городского управления соцзащиты побывали у неё в гостях, чтобы поздравить хозяйку с юбилеем. В тот день Мария Ивановна принимала пожелания добра, счастья и здоровья от руководителей разного ранга, начиная от мэра Белгорода и заканчивая Президентом России. И это неудивительно, ведь 13 июля ветерану войны и труда исполнилось сто лет. Ещё в годы Великой Отечественной войны вчерашняя десятиклассница пришла в сельскую школу, чтобы учить детей и посвятила этой профессии всю свою жизнь. Двадцать лет она трудилась в белгородской школе-интернате № 25, оставив добрый след в сердцах учеников.

Её дочь Любовь Дмитриевна (тоже педагог, но дошкольный) вспоминает, как мама трепетно и творчески относилась к работе. Это сейчас есть множество пособий и вездесущий интернет. А в 50-60-е годы прошлого столетия Мария Ивановна сама придумывала кроссворды по географии, делала рисунки и приклеивала картинки в альбомы, чтобы интересно и доступно рассказать ученикам о новой теме по биологии. Да и вообще она всегда была человеком энергичным и активным. Без неё не обходились концерты художественной самодеятельности и спектакли в сельском клубе, а ребятишки-школьники  старались быть похожими на неё – строгую, красивую, статную, словно артистка.

Старинные фотографии, которые она бережно хранит в потёртой кожаной сумке, — яркое тому подтверждение. Мария Ивановна показывает снимки с учениками разных лет и фото выпускников, которые они присылали ей из своей взрослой жизни.

А её взрослая жизнь совпала с началом Великой Отечественной войны. Мария Мартынова родилась в селе Петропавловка под Белгородом. К началу войны окончила 10 классов. Семья была немаленькая – четверо детей. Отец и два брата ушли на фронт. Пётр, служивший на Черноморском флоте, погиб под Очаковом. Вместе с мамой и сестрой они выживали в тяжёлые годы военного лихолетья.

 

Испытание на прочность

Сейчас Марию Ивановну стали подводить слух и зрение, но события 1943-го года она помнит хорошо. Когда наши войска вновь оставили Белгород и в город вот-вот должны были войти оккупанты, Мария решила уйти из дома. Девушка, чьи родные сражались на фронте, была участницей ополчения, вместе с односельчанами рыла окопы, помогала  нашим бойцам  и оставаться под пятой фашистских захватчиков уже не могла. С нею в неведомый путь по весеннему бездорожью отправились две подруги, Мария Нежурина и Лидия Крамаровская.  Шли пешком в сторону города Мичуринска (Тамбовская область). Жители сёл, которые встречались им на пути, иногда, жалея беженок, подкармливали их, хоть и самим жилось несладко.

Дорога была нелёгкой и опасной, постоянно шли обстрелы и бомбёжки. Однажны снаряд разорвался совсем близко и Маша Нежурина погибла, а Лида испугалась и решила вернуться домой. Но, видимо, от судьбы не уйти. В Петропавловке она подорвалась на мине. Девушка выжила, но потеряла ногу и на всю жизнь осталась инвалидом.

А упорная и бесстрашная Мария шла вперёд. Ей повезло встретить односельчанку, тётю Дашу. Та бежала из родного дома с тремя детьми. Младшего, трёхлетнего малыша, катила на тачке. Мария прибилась к этой семье, и дальше они уже вместе одолевали тяжёлый путь. Когда дошли до станции Богоявленской, Мария и старший сын тёти Даши — Ваня — сразу пошли в военкомат, проситься на фронт. Но им отказали. Ване было 16 лет, ей 19 – худая, измученная девчонка. До сих пор помнит обидные слова: «Без вас там справятся». Наша армия уже разгромила гитлеровцев под Сталинградом и освобождала города и сёла страны от врага. Но он был ещё силён. Шли упорные бои. На станцию то и дело прибывали эшелоны с ранеными. Тётя Даша с младшими детьми ушла в село, нанялась на работу в колхоз, чтобы как-то прокормить детей.

А Мария и Ваня остались на станции. Ни еды, ни жилья не было. Грязные, голодные, завшивленные, они выживали благодаря картофелине или куску хлеба, которыми делились местные жители. Стали помогать раненым. Бойцов с передовой, наспех перевязанных, привозили в товарных вагонах, крики и стоны не смолкали. Надо было выгружать искалеченных пассажиров из поезда, чтобы отправить в госпитали. Тут же, на станции, оказывали медицинскую помощь. Перевязочного материала не хватало. На керосинках  грели воду, чтобы стирать использованные бинты. Местное население приносило старые простыни, тряпки, которые тоже шли в ход. Здесь молодые люди работали два летних месяца. А в начале августа по радио вдруг объявили, что Белгород освобождён нашими войсками. Мария наконец  могла возвратиться домой, но как? Рискнула. Товарняки уходили за ранеными пустыми, и она попросила машиниста  взять её с собой. Пожилой мужчина сжалился, разместил девушку в кочегарке и дал кусок хлеба из своего пайка. Через сутки она была в Белгороде.

 

Поколение непобеждённых

Дома её считали погибшей и не могли поверить, что она осталась жива. Мама вначале даже не узнала дочь. Женщина  получила ранение в голову, когда снаряд разворотил стену их дома, и долго не могла оправиться от раны. Мария сама делала ей перевязки, вместе с сестрой спасали урожай на огороде.

После освобождения Белгородчины жители возвращались в опустошённые и разрушенные города и сёла. Работы было невпроворот, и молодёжь с хоть каким-то образованием была очень востребована. Зина, сестра Марии, стала библиотекарем в родном селе. А Мария — учителем.

До войны девушка прилежно училась в Хохловской школе, и её учительница, Антонина Тихоновна, рассказала о ней в районном отделе народного образования. Туда вызвали пять девушек-выпускниц и предложили учить детей. Чтобы получить знания  по методике преподавания, они поступили на заочное отделение Обоянского педучилища. Марии предстояло работать в Хохлово. Туда она пошла из своей Петропавловки пешком, преодолев 18 километров. Остолбенела, когда увидела село. Оно было практически всё разрушено, осталось лишь несколько чудом уцелевших домов да какие-то сараюшки у леса. Председатель сельсовета, прихрамывающий пожилой мужчина, рассказал, что одна учительница, женщина с образованием семь классов, уже есть. И им предстоит собирать по дворам детей, которые должны учиться. А школой станет одно из уцелевших помещений полуразрушенной церкви.

Марии достался второй и четвёртый класс. Старшая подруга Екатерина Тимофеевна не справлялась с решением задач четвёртого класса и взяла себе первый и третий. Помимо помещения церкви, для детей соорудили сарайчик из камыша, лишь бы сверху не капало. Ученики (человек пять в первом классе, по три-четыре в других) сидели на необструганных скамейках и за такими же самодельными столиками. В четвёртом классе у Марии Ивановны учились подростки 14-16 лет, которые стремились получить знания. Тетради и ручки раздобыть удалось, а вот чернил не было. Выдавливали сок из красной свёклы, им и писали.

Молодую учительницу вместе с агрономшей, приехавшей из Сибири, приютила старушка, у которой уцелел дом. Спали девушки на железных солдатских кроватях, где вместо досок были какие-то палки. Лежать на них было просто мучение, и девушки нарезали стебли камыша, используя их вместо матрасов. Жили впроголодь. Помогали хозяйке работать в огороде, а она варила им какую-то похлебку. Да ещё медсестра давала чуть-чуть рыбьего жира, чтобы молодые специалистки выжили. Каждую субботу после занятий Мария отправлялась пешком домой в Петропавловку, проведать родных и запастись хоть какими-то продуктами.

Возвращавшимся в село людям было негде жить, они рыли землянки, утепляя стены всё тем же камышом. Но колхоз провёл посевную: пахали на одной оставшейся лошади. Дети тоже помогали взрослым, собирая на свёкле долгоносика.

Несмотря ни на что, люди не пасовали перед трудностями. По вечерам библиотекарь Лида превращала церковный класс школы в импровизированный клуб. Там собиралась местная молодёжь. Радовались чудом сохранённой балалайке, гармошке, гитаре. Почти без света, при коптушке, поскольку даже керосиновая лампа была дефицитом, парни и девушки пели песни и плясали.

Потом Марии Ивановне довелось учить ребятишек в родной Петропавловке, сёлах Шляхово и Шеино. Она заочно окончила Курский учительский институт и Белгородский педагогический. Но воспоминаний о послевоенной Белгородчине не стереть из памяти.

В 1965 году семья Мартыновых переехала в Белгород и до сих пор Мария Ивановна живёт в той пятиэтажке на Садовой, которую возвели на пустыре (тогда это была окраина города, сейчас район БУКЭП). Сын Марии Ивановны, Валерий Дмитриевич, рассказывает, что каждое утро она делает зарядку, принимает душ, самостоятельно гуляет во дворе дома. Ей нравится ездить с детьми на дачу, она даже пытается по мере сил работать на грядках. Ведь Мария Ивановна любит землю и созидательный труд.

Анна БАРАБАНОВА

Фото из архива М. Мартыновой и управления соцзащиты Белгорода

Exit mobile version