Большие планы
Строительство завода по производству котлов системы Шухова-Берлина началось в Белгороде по решению Народного комиссариата электростанций и электропромышленности 3 октября 1939 года. На заводе планировали изготавливать котлы для энергетического сектора экономики и сахарных заводов. На строительство выделили 45 млн рублей, причём 15 млн должны были пойти на постройку жилья для заводчан – уже тогда предприятие вносило свой вклад в городскую инфраструктуру. «Белгородская правда» писала: «Намечается большое жилищное строительство <…>, намечается сооружение 12 двухэтажных домов по восемь квартир каждый <…>, предусмотрено строительство клуба, школы, детских яслей, почты, магазинов, аптеки, парикмахерских…».
«В моей памяти на всю жизнь останутся незабываемые дни, когда закладывались первые кирпичи крупнейшего в стране Белгородского котлостроительного завода, – вспоминал тогдашний инженер, а в будущем – директор завода Виктор Вершинин. – Бывший пустырь, служивший для общегородской свалки мусора, начал на глазах белгородцев преображаться не по дням, а по часам. От улицы Кладбищенской (ныне она носит имя Николая Островского) далеко за город протянулась огромная площадка, на которой день и ночь работали свыше тысячи строителей. Вдоль Курского шоссе (ныне проспект Богдана Хмельницкого) подымались ввысь четырёхэтажные жилые дома для рабочих и служащих будущего завода».
Несмотря на весь энтузиазм, план 1939 года строители в силу разных причин не выполнили. Прогресс наметился только к первой половине 1941 года. В город съезжались специалисты со всего Союза: инженеры, техники, квалифицированные рабочие, начали в достатке поступать необходимые стройматериалы. Однако в планы вмешалась война.
Эвакуация за Урал
После 22 июня 1941 года многие строители были мобилизованы. Линия фронта двигалась на восток, приближаясь к Белгороду. Уже 5 сентября началась эвакуация людей и пригодной к эксплуатации строительной техники в город Кусу Челябинской области. Здесь, на Кусинском чугунно-литейном заводе, эвакуировавшиеся белгородцы вместе с кусинцами стали производить нужную стране продукцию.
В связи с утратой в ходе войны ряда котлостроительных заводов и острой нехваткой котлов и котельного оборудования Главкотлотрубпром постановил построить в городе Бийске (Алтайский край) котельный завод. Директором и главным инженером нового промышленного предприятия назначили Залмана Берлина, который ещё совсем недавно руководил строительством Белгородского котельного завода. Сюда же почти в полном составе из Кусы перебросили и коллектив белгородцев.
15 марта 1942 года в Бийск прибыл первый эшелон, гружёный оборудованием. Берлин лично встречал состав. Так в своей книге «Будни и праздники. 50 лет Бийскому котельному заводу» описывает этот эпизод Юрий Кувшинов: «На платформах – богатство несказанное. Во-первых, гидравлический пресс мощностью 250 тонн для штамповки днищ. Найди-ка ему замену во всей Сибири! Не найдёшь. Во-вторых, кромкострогальный станок и кромкогибочный пресс. В-третьих… В-четвёртых, в-пятых… <…> 15 марта 1942 года была суббота. Но пока Берлин не сказал об этом, никто и не вспомнил о ней. И превратилась выгрузка вещей и оборудования в субботник».
Но главное, что вместе с оборудованием в Бийск прибыли специалисты не только из Белгорода, но и со всей страны. Люди взялись за строительство завода, понимая, что здесь, в тылу, их труд очень важен. Уже к 1 мая обозначились контуры будущих цехов. 21 июня предприятиеофициально запустили. А 16 сентября 1942 Бийский котельный завод выпустил первую продукцию. За 1942 год здесь изготовилии отправили27 котлов тем, кто особенно в них нуждался. Поэтому дни и ночи у станков стояли заводчане, чтобы выполнить план и дать оборудования сверх него.
Обратно в Белгород
5 августа 1943 года Белгород был освобождён от немецко-фашистских оккупантов. В сентябре инженера Вершинина вызвали в Москву, в Народный комиссариат тяжёлого машиностроения СССР, и направили в Белгород в качестве уполномоченного на строительную площадку котлостроительного завода – обследовать и определить нанесённый фашистскими захватчиками ущерб, подготовить предложения о путях возобновления там работ.
Сам Виктор Вершинин так вспоминал это в книге «Белгородский котлостроительный завод»: «Трудно передать те чувства, с которыми я прибыл в родной город. Сжималось сердце от боли. Белгород представлял собой сплошное пепелище. Такой же выглядела и строительная площадка завода с разрушенными коробками цехов. Из восьми жилых домов частично сохранились только четыре. Ущерб был огромен. И всё-таки никто из нас, белгородцев, не опустил тогда головы. Фронт отодвигался всё дальше на запад, и мы знали, что сумеем возродить наш город и сделать его ещё более красивым».
Строительную площадку (вернее, то, что от неё осталось) сразу взяли под охрану. Для возобновления строительства требовалось провести исследовательские и проектировочные работы, изыскать средства, стройматериалы, машины и оборудование, подобрать кадры строителей и эксплуатационщиков. Всё это легло на плечи Виктора Вершинина, которого в мае 1944 года назначили временно исполняющим обязанности директора завода.
В государственном архиве экономики сегодня хранится «Отчёт о работе Белгородского котельного завода за 1944 год». Это говорит о том, что в 1944 году предприятие уже было и работало – пока как строительная площадка.
Знаменательным для Белгородского котлостроительного завода стал 1951 год: в ноябре выпустили первую партию водогазотрубных котлов ВГД-28/8 мощностью1 тонна пара в час, предназначенных для городских котельных. Котлы были маломощными, но они стали основой для технического развития промышленного предприятия. С этой страницы начинается история поступательного развития завода – будущего «ОМК Энергомаш». Котлы, выпускаемые в Белгороде, становились всё больше, сложнее и мощнее. Уже в наше время частью предприятия стал Белгородский завод металлоконструкций – мощное предприятие с собственными традициями, способное выпускать уникальную продукцию для строительства.
Вместе с заводом рос и хорошел Белгород. Восстановленный из руин, сегодня он является одним из самых благоустроенных городов России. И не последнюю роль в этом росте сыграл «ОМК Энергомаш», который развивался вместе с Белгородом все 80 лет со дня освобождения города.
День сегодняшний
Сегодня белгородский завод ОМК – одно из ведущих энергомашиностроительных предприятийРоссии, поставщик комплексных решений для разных отраслей экономики. В составе завода шесть производств, производящих трубопроводы, котельное оборудование, металлоконструкции, сильфонные компенсаторы и опорно-подвесные системы, применяемые в энергетической, газовой и нефтехимической отраслях экономики. Продукция предприятия известна как в России, так и за её пределами.
По-прежнему главным капиталом завода являются рабочие, инженеры, специалисты, руководители, которые сегодня трудятся на предприятии. Высокую квалификацию «энергомашевцев» признают на всех уровнях. Многие имеют награды федерального, областного и городского значения. Так, например, в июле 2023 года, ко Дню металлурга, впервые в истории предприятия звание «Почётный металлург» получили сразу четыре сотрудника завода: директор кузнечно-прессовогопроизводства Игорь Ханюков, электросварщик ручной сварки кузнечно-прессового производства Роман Такшин, кузнец на молотах и прессах производства труб Юрий Шило и ведущий инженер-технолог по штамповке Владимир Шитаков.
– Секрет успеха нашего завода – в людях. Более 80 лет на «ОМК Энергомаш» трудятся ответственные, инициативные, неравнодушные люди, которые искренне любят свое предприятие и свой город. А когда к делу подходишь с душой и любовью, результат всегда будет положительный, – уверен управляющий директор белгородского завода ОМК Александр Ващенко. – Я поздравляю всех белгородцев с 80-й годовщиной освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. Отдельный поклон – ветеранам, которые защищали Отечество в годы Великой Отечественной войны и восстанавливали из руин наш любимый город. Желаю всем крепкого здоровья, мира и добра!
Вадим КУМЕЙКО
Фото из архива белгородского завода ОМК