Сто лет – не предел

Продолжительность жизни растёт, и тема активного долголетия становится всё более актуальной. Как долго может жить человек? Как сделать так, чтобы люди старшего поколения были активными и деятельными членами общества? На эти и другие темы мы беседуем с человеком, чья профессиональная деятельность тесно связана с проблемами людей старшего поколения – заместителем начальника Белгородского областного госпиталя для ветеранов войн по медицинской части Андреем Литвиновым.

Сила русского духа

— Андрей Евгеньевич, расскажите о своём жизненном пути. Как вы пришли в медицину?

— Начнём с того, что я коренной белгородец. Жил на улице Мичурина, заканчивал 12-ю школу. А в классе восьмом уже знал, кем я хочу быть, хотя в роду врачей не было. Поступал в мединститут в Астрахани. С первого раза не поступил и пошёл работать санитаром в областную психиатрическую больницу. Там окончательно понял, что в выборе профессии не ошибся. Через год поступил в Курский мединститут. Окончил его, работал во второй городской поликлинике, а с 2000 года здесь, в областном госпитале для ветеранов войн. Пришёл неврологом, был завотделением, теперь – заместитель начальника госпиталя по медицинской части. Защитил кандидатскую диссертацию.

— И какова сфера ваших научных интересов?

—  По специальности я невролог, но в сфере моих профессиональных интересов большое место занимает гериатрия. Раздел медицины – занимающийся изучением, профилактикой и лечением болезней пожилого и старческого возраста. Тема, на мой взгляд, интересная и перспективная. Продолжительность жизни растёт, количество пожилых людей увеличивается. В 2016 году в стране утверждён порядок оказания медицинской помощи по профилю «Гериатрия». Белгородская область попала в число регионов, где реализуется пилотный проект. А наш госпиталь является региональным организационно-методическим центром. Работаем с людьми старшего поколения, к которым нужен особый подход. Гериатрия – это не чисто медицинская, а скорее медико-социальная специальность, которая включает в себя не только медицинский аспект, но и множество социальных моментов, которые необходимо учитывать при оказании помощи пожилым людям.

— Насколько вашему коллективу удаётся решать эти задачи?

— У нас много хороших специалистов, которые с успехом решают самые сложные задачи. Приведу такой пример. Мы успешно проводим реабилитацию людей в возрасте старше 80 лет после переломов, помогаем им стать на ноги, начать двигаться, избежать лежачего образа жизни. Ведь в данном случае, движение – это жизнь в прямом смысле слова.

— Расскажите о госпитале, в котором вы работаете. Кого вы обслуживаете?

— У нас функционирует стационар на 100 коек и поликлиника на 150 посещений в смену. Контингент пациентов госпиталя определён Федеральным законом о ветеранах. Это участники и  инвалиды Великой Отечественной войны, вдовы, малолетние узники концлагерей, люди, пережившие блокаду Ленинграда, участники боевых действий и ряд других категорий.

— Работа с такими людьми, наверно, требует особого подхода?

— Да, безусловно,  наши пациенты – люди, которые, как я уже сказал, требуют особого к себе отношения. Лекарства в нашей работе далеко не на первом месте. Поэтому в коллективе госпиталя нет случайных людей. Любую работу надо любить, но нашу, на мой взгляд, особенно. Чувствуешь огромное удовлетворение, когда помог человеку, даже, когда просто заходишь к нему в палату, а он улыбается тебе. Тогда понимаешь, что это и есть счастье на любимой работе.

— Как вы правильно заметили, продолжительность жизни растёт, и теперь люди старшего поколения вполне обоснованно думают о дальнейшем увеличении жизненного пути. Могут, к примеру, люди жить до 120 лет?

— Очень многое зависит здесь от самого человека. Есть четыре основных фактора, влияющие на продолжительность жизни. Если говорить приблизительно, то 15-20 процентов – это генетика, столько же – экология, 7-10 процентов – медицина, ну и главное примерно процентов 60 – образ жизни. Последний фактор наиболее, как вы поняли, важен. Это и питание, и физическая активность, и умственные нагрузки, и сон. Что касается возможной продолжительности жизни, то учёные называют разные цифры. Я скажу осторожно: сто лет – это не предел.

— Какие-то советы желающим продлить активную жизнь, можете дать?

— В первую очередь, человек должен быть активен во всех смыслах этого слова. Людям старших возрастов важно не сидеть на месте, искать новые формы проявления своей активности. Здесь важно желание. Все мы, к примеру, знаем Марию Денисовну Колтакову, которая в возрасте за сто лет, продолжает стремиться к покорению новых рубежей. Хотя во всём нужна мера. В том числе и в физической активности. Если человек может нести условные 25-30 килограмм, то поднимать 70 – это уже работа на износ, которая пользу организму не принесёт. Как говорится, хуже нет беды, чем незнание меры.

— А что вы можно сказать об остальных факторах, влияющих на продолжительность жизни?

— Давайте на примере нашего региона. Экология, конечно, важна. У нас, скажем так, она достаточно хорошая. Неплохо работает медицинское сопровождение, социальные службы. Есть хорошие программы, позволяющие людям старших возрастов не сидеть на месте. Например,  региональный проект «К соседям в гости!». Поэтому у белгородцев немало возможностей жить долго и с хорошим качеством жизни. Долголетие должно быть активным.

Беседовал Андрей ЮДИН

Фото НАТАЛЬИ ХАРИТОШКИНОЙ

Exit mobile version