Несбывшиеся надежды

«Историко-статистический очерк о Белгороде как об окружном центре в составе Центрально-Чернозёмной области». Так представил тему своей лекции проекта «БелНаука» в культурном центре «Октябрь» её автор – историк, краевед, член Российского военно-исторического общества Юрий Коннов. «Я хочу рассказать о создании округа и извечном соперничестве с Курском...», – начал Юрий Васильевич свою лекцию.

Несбывшиеся надежды

Карта Центрально-Чернозёмной области

Неожиданная реформа

В первое десятилетие после Гражданской войны территориальное деление советского государства несколько раз претерпевало изменения. И на два года белгородская мечта об отделении от Курска, казалось бы, нашла своё осуществление. 14 мая 1928 года ВЦИК и СНК РСФСР приняли постановление об образовании на территории бывших Воронежской, Курской, Орловской и Тамбовской губерний Центрально-Чернозёмной области с центром Воронеже. 16 июля 1928 года был определён состав округов ЦЧО, а 30 июля 1928 года совместным постановлением № 630 ВЦИК и СНК РСФСР была определена сеть районов с их образованием и определением их центров. Всего было создано 11 округов и 178 районов.

Территория Белгородского округа составляла 12 305 квадратных километров. На севере округ граничил с Курским, на северо-западе – с Льговским, на западе и юге – с Сумским, Харьковским и Купянским (территория УССР), на востоке – с Острогожским округами Центрально-Чернозёмной области РСФСР.

Территория округа включала 14 районов: Белгородский, Беловский, Больше-Троицкий, Борисовский, Воскресеновский (Весёло-Лопанский), Грайворонский, Ивнянский, Корочанский, Краснояружский, Прохоровский, Ракитянский, Скороднянский (в сентябре 1929 года передан в Старооскольский округ), Томаровский и Шебекинский районы с 482 сельсоветами.

Преимущественно сельское население

В округе, по словам Юрия Коннова, опираясь на данные Курского статистического отдела, на 1 апреля 1928 года насчитывалось 1572 населённых пункта, в том числе три города (Белгород, Грайворон и Короча), и 1281 достаточно крупных сёл, деревень и хуторов. Подавляющая часть населения (91,2 % из 919.300 человек) проживала на селе и лишь 8,8 % общего его состава – в городах и посёлках городского типа. По половому составу наблюдалось небольшое преобладание женщин (51,8 %). По национальному составу русские составляли 64,17 %, украинцы — 35,48 % при незначительном (0,35 %) наличии представителей других национальностей.

Учитывая относительно небольшую территорию округа, на 1 апреля 1928 года средняя плотность населения составляла 74,7 человека на один квадратный километр. Причём плотность населения в сельской местности доходила до 88 человек на квадратный километр, то есть имело место значительное сельскохозяйственное перенаселение, и как следствие ежегодный рост дробления крестьянских хозяйств (3 % или 4,5 тыс. новых дворов в год). Малоземелье толкало крестьян к поиску дополнительных заработков и создавало условия для развития неземледельческого труда.

Самодеятельное население в округе в 1928 году составляло 61,9 % от его общего числа. Из них 93,7 % были заняты в сельском хозяйстве и лишь 6,3 % занимались неземледельческим трудом. Работники наёмного труда составляли всего 44 668 человек, т. е. 7,8 % от общего числа самодеятельного населения. В округе в 1928 году было официально зарегистрировано 5200 безработных (0,9 % от числа самодеятельного населения региона).

«Сахарная» жизнь

При общем слабом развитии промышленности на территории ЦЧО, как резюмировал Юрий Коннов, Белгородский округ по степени развития местной промышленности занимал к началу первой пятилетки одно из лидирующих мест. Статистика говорит о том, что к 1928 году в Белгородском округе насчитывалось 38 заводов. В советской статистике того времени к ним относили все предприятия, за исключением объектов лесозаготовительной и рыбной промышленности, с числом рабочих от 16 и выше при наличии механического двигателя, а также предприятия с числом рабочих от 30 и выше, не имеющие двигателя. 11 из них относились к тяжёлой индустрии, 5 – к лёгкой индустрии, 23 – к пищевой. Для сравнения, в Воронежском округе всего насчитывалось 106 предприятий, в Тамбовском – 77, а вот в Курском – 37 (меньше, чем в Белгородском).

К числу наиболее развитых отраслей в промышленности Белгородского округа относились сахарная и мукомольная. Развиты были также винокуренная, мелоизвестковая, пивоваренная и крахмалопаточная отрасли, а также кожевенное производство. Можно отметить преобладание сахарной отрасли и достаточно интенсивные темпы общего роста промышленного производства.

К числу наиболее мощных в те годы относились сахарные заводы округа. Затем шли мелоизвестковые предприятия, маслобойные, кожевенные и винокуренные заводы. На этих предприятиях выпускалось максимальное количество продукции при лучшей производительности труда.

В это время активно развивалась индустриализация. В округе реконструировались сахзаводы, вошёл в строй консервный завод в Белгороде, по плану ГОЭРЛО в городе начали возводить ЦЭС.

Государство и кустари

Подавляющее число всех предприятий, по словам Юрия Коннова,  находились в сети государственной промышленности. На государственных предприятиях к началу первой пятилетки выпускалось 99 % всей валовой промышленной продукции округа. Предприятия кооперативной промышленности выпускали чуть более 0,5 %, на долю ча­стных предприятий приходилось 0,07 % производимой валовой промышленной продукции. То есть огосударствление промышленности к тому времени было практически завершено.

В основном предприятия на территории Белгородского округа находились в областном подчинении и лишь 14 предприятий – в подчинении окружной администрации. Из них 78,6 % были расположены на территории Грайворонского района Белгородского округа. По отраслям промышленные предприятия окружного подчинения делились на мукомольную, крахмалопаточную, кирпичную и пивоваренную. Особенности производства, заготовки сырья и реализации готовой продукции, характерные для мукомольного и крахмалопаточного производства, позволили к 1928 году создать на территории Белгородского округа «Мукомольно-крахмалопаточное объединение», в состав которого вошли вальцовая газогенераторная мельница № 1 в Борисовке, мельница № 2 имени Карла Либкнехта в слободе Замостье, вальцовая мельница (с водяной турбиной) № 4 «Парижская Коммуна» в селе Крупцы, мельница «Профинтерн» на станции Юсупово, газогенераторная мельница в Грайвороне, мельница № 9 в селе Безлюдовка, крахмалопаточный завод № 1 имени Октябрьской революции в селе Замостье, крахмалопаточный завод № 2 имени Ленина в селе Тополи и ряд других предприятий.

Кирпичная промышленность округа в те годы была представлена тремя заводами по производству кирпича, из них два находились в аренде Управления южных и донецких железных дорог, третий завод был передан в ведение отдела местного хозяйства (ОМХ) Белгородского округа.

Пивоваренные предприятия, находившиеся в Белгороде и Грайвороне, были объединены в окружное «Пивоваренное объединение» и подотчётны ОМХ округа.

На территории Белгородского округа (кроме республиканского и окружного) имелись промышленные предприятия районного подчинения, в документах 1920-х гг. именовавшиеся «районной промышленностью». В 1928/1929 годах таковых было 67 с общим числом рабочих 268 чел. Подавляющая часть промышленных заведений районного подчинения находилась в аренде или собственности у частных лиц.

На территории Белгородского округа (в Томаровке, Борисовке, Алексеевке, Старом городе Белгорода) располагались мелкие промышленные предприятия исторически сложившихся кустарных промыслов.

Аграрная перенаселенность округа, малоземелье крестьян, вынуждавшие их ис­кать дополнительный заработок, наличие в регионе достаточных сырьевых ресурсов создавали все необходимые предпосылки для развития кустарной промышленности. К середине 1920-х годов в округе насчитывалось более 16,5 тыс. кустарей. Из них 70 % — крестьяне. Буйно развивались самые разные виды промыслов. Среди них по количеству занятых выделялись кожевенно-обувной, пошивочный, деревообделочный, кузнечный. Но были и достаточно редкие, такие как корзиночный, мелоизвестковый, мыловаренный.

В целом, по мнению Юрия Васильевича, вклад кустарной промышленности Белгородского округа в деятельность межокружного кустпромсоюза, обслуживающего с 1928 года Курский, Льговский и Белгородский округа, был весомым.

Период 1928 — 1930 годов, как следует из цифр, для Белгородского округа был достаточно успешным. Однако в центре, судя по всему, думали иначе. В 1930 году существование округов было признано нецелесообразным, и 23 июля 1930 года по постановлению ЦИК и СНК СССР окружное деление было упразднено. Белгородский округ был ликвидирован, входившие в него районы и город Белгород как самостоятельная административная единица стали подчиняться непосредственно областному центру ЦЧО.

Юрий АНДРЕЕВ

Фото: ETOMESTO.RU

Exit mobile version