Лечить людей – это призвание, служение на благо человечества. Оно требует не только особых душевных качеств, но и высокой квалификации, знаний и умений, отвечающих требованиям сегодняшнего дня. Мы поговорили с врачом-неврологом палаты интенсивной терапии отделения для больных острым нарушением мозгового кровообращения Городской больницы № 2 Анной Корниенко.
– Анна Владимировна, как вы решили стать врачом?
– Папа так решил. Класс в чернянской школе, которую я окончила, был с углубленным изучением иностранного языка. Врачей в семье у нас не было. Все учителя: и мама, и папа. И вдруг отец решил, что вместо факультета романо-германской филологии я буду поступать на медицинский. Мы приехали подавать документы в приёмную комиссию, и единственный вопрос, который мне там задали, не боюсь ли я крови. «А чего мне её бояться?», – подумала я. Подала документы и поступила в НИУ «БелГУ» на медицинский факультет.
– Как проходило обучение?
– Я поняла, что мне нравится неврология. Всё это было совершенно неизвестным для меня миром, новым и очень интересным. Жанна Юрьевна Чефранова (главврач областной больницы. – Прим. авт.) – шикарный специалист. Она тоже невролог, у нас она преподавала. Её можно было слушать часами. И тогда я решила, что займусь неврологией.
– Получается, с этого увлечения начался ваш путь в медицине?
– Да. В интернатуру я пришла в 1-ю горбольницу. Главврачом на тот момент был Александр Семёнович Сотников. Он у меня спросил: «Неврологом будешь?», И в моей голове всё совпало.
– Как проходило дальнейшее обучение?
– Интернатуру я проходила у Сергея Николаевича Хорошилова (заслуженный врач Российской Федерации. – Прим. авт.). Это тот человек, который стал моим вторым отцом и научил меня всему в профессии. Его не стало два года назад, и я до сих пор тяжело переживаю эту утрату.
Помню, в университете нас спросили: кто пойдет в первую городскую? Там вы сразу увидите всё то, что некоторые врачи не видят и за всю жизнь. И получите нужный для профессии опыт. Конечно же, я согласилась.
– И жизнь заиграла новыми красками?
– О да, и не только красками. Я помню свой первый рабочий день. Вокруг пациенты, специфический запах. Было не по себе. Позже мы поднялись в ординаторскую, а там светло, все приветливые, улыбаются. И я поняла, что останусь. Это был нужный контраст, конечно.
– В тот момент работа заняла всю вашу жизнь?
– Ночью я работала на дежурную ставку в инсультном отделении, а днём трудилась уже врачом-неврологом. В общем, работала я и день, и ночь. Осенью 2014 года дневное отделение покидает доктор, и Сергей Николаевич зовёт меня уже полноценным доктором в своё отделение. До самого декрета я работала там. Потом у меня родилась доченька, и вернулась я уже после декретного отпуска.
– Ваш наставник гордился бы вами?
– Не знаю. Но всё, что я умею, – это всё действительно благодаря Сергею Николаевичу. Огромную роль в жизни каждого из нас играют наставники и учителя. Мне повезло, ведь на протяжении всего становления в профессии меня окружала плеяда профессионалов. У Сергея Николаевича был непоколебимый авторитет. Когда в реанимацию привозили пациента, а Сергей Хорошилов говорил, что у того не инсульт, то в 100 % случаев так и было. Он был кладезем цитат и мудрости. Огромного масштаба был человек. И врач – это призвание, безусловно. Если ты не горишь этим, не любишь, то лучше не надо.
– Скучали по работе во время декрета?
– Конечно, скучала. И когда я вышла из декрета, то была очень рада своему возвращению. Мы замечательно работали, всё было хорошо, и начался…
– Ковид?
– Да. Мы переболели всем отделением. Это был единственный раз, когда я брала больничный. 13 октября 2020-го — это был последний день, когда мы работали в «чистоте». Я помню, как сказала своим коллегам: «Всё, ребята, сегодня мы последний день доктора с молоточками. Завтра мы выходим докторами-ковидологами».
– А во время ковида в больницы ведь поступали люди с инсультами?
– Да, конечно. Первая волна была самая сложная. И знаете, мы, можно сказать, были рады, когда приезжали люди именно с неврологией, ведь это наша работа. Это наши пациенты, и мы можем помочь им. В смене дежурили терапевт, невролог, кардиолог — и мы сразу понимали, чей это пациент. И инфаркты были, и хирургическая патология, и всё это с положительным «ковидом». Жизнь нас закаляла. Мы потеряли многих своих коллег в пандемию, и даже близких. Я никогда не забуду, как уходили близкие мне люди, и я стояла, держа их за руку. Страшные моменты. Морально было очень тяжело.
– Доктору важно видеть результат его работы?
– Да, это любимая часть моей профессии. Позавчера я выписала очередного пациента, который поступил к нам в состоянии комы. А месяц назад тоже был больной с кровоизлиянием в мозг, лежал в коме в реанимации. И тоже ушёл на своих ногах. Это то, ради чего я работаю. Я счастливый человек!
– Тяжелобольные пациенты – это всегда колоссальная ответственность…
– И колоссальная мотивация спасти! Поставить человека на ноги, вернуть его к жизни. Когда я вижу, что больной тяжёлый, в сознании или без, у него совершенно не работает половина тела, он не может говорить, себя обслуживать, не ходит, то все мы боремся и стараемся ему помочь. И когда он делает первые шаги (особенно если рядом есть кто-то из родных) – это непередаваемые ощущения! Без поддержки семьи и родных очень тяжело, конечно, таким людям. Только вместе: врачи и семья. У нас в отделении есть всё для восстановления.
– Родственники пациентов понимают, какой это колоссальный труд?
– Не все и не всегда. Но я это делаю для себя. Помочь человеку жить нормальной жизнью – это самое главное. Именно за это я обожаю свою профессию. Мой любимый контингент – это читающие пациенты. Если лежит хотя бы один человек с книгой, то я на обход бегу просто. Мне читают стихи, поют песни. Был один случай: человек недавно начал ходить с поручнем. И вдруг он запел! Вся ординаторская выбежала: что случилось? А он поёт, и ему от этого хорошо (улыбается). Это старой закалки люди, конечно. И отношение к нам, докторам, другое. Ценят.
Вообще инсульт очень «помолодел» за последние годы. Совсем молодые парни приезжают, спасаем их. Важно следить за своим здоровьем. Начинать с давления. Нужно ответственно относиться к себе и своему здоровью.
– А как с поколением будущих врачей? Приходят к вам студенты?
– Да, есть очень талантливые студенты. И это сразу видно, когда из группы в десять человек трое обязательно с горящими глазами: они слушают, смотрят и уже готовы помогать. Они станут врачами.
– Вы с большой благодарностью обо всех говорите.
– Я благодарна всем, кто встретился на моём пути. И наставникам, и пациентам. Благодаря им я стала такой, какая я есть.
– Что бы вы пожелали в преддверии праздника свои коллегам?
– Здоровья им и их семьям, чтобы была возможность почаще проводить время со своими близкими. Очень хочется мирного неба нам всем пожелать. Очень тяжело люди переживают всё сейчас. И нервная система наша – это не безграничный ресурс. Будьте бережны к себе и к своим родным.
Ксения МЕДВЕДЕВА
Фото из личного архива Анны Корниенко