Моя история
Признаюсь, я тоже считаю этот праздник своим, потому что Татьяна — моё второе имя. Меня назвали Анной в честь бабушки, и такая запись была сделана в свидетельстве о рождении. Но мой старший брат, которому в ту пору было всего два года, с этим выбором не согласился. У него была подружка Таня, так он стал называть и меня. И сумел переубедить всю семью. Родители пытались исправить запись в документе, но им отказали, мотивируя тем, что только я сама смогу изменить имя, когда буду получать паспорт.
Я с детства считала себя Таней: в детском саду, школе, даже в комсомольском билете записано «Татьяна». Я узнала о том, что у меня другое имя, когда пришло время получать паспорт, ведь его оформляли на основе свидетельства. Чтобы что-то изменить, мне надо было проходить процедуру самостоятельно, но я этого делать не стала. И нам вручали паспорта прямо в школе, всей группе шестнадцатилетних. Надо сказать, все были очень удивлены, когда услышали моё новое имя.
Так после окончания школы я стала Анной. Родственники и школьные друзья зовут меня по-прежнему Таней, а те, с кем я познакомилась позже – Аней. Удивительно, что оба имени, у которых разные значения, уживаются во мне, и я на подсознательном уровне разграничиваю, кто и как меня должен называть. Впрочем, рассказать я хочу о другой Татьяне.
Судьбоносная встреча
Она родилась и выросла в небольшом селе в Ивнянском районе, была старшей сестрой в большой семье, где воспитывались пятеро ребят. Имя ей дали в честь бабушки, матери отца. Родные рассказывали, что она была статной и красивой женщиной. После школы, вопреки воле отца, дочь уехала в областной центр, чтобы выучиться на повара, как тётя-харьковчанка, у которой часто гостила. А папа мечтал, что дочь поступит в сельхозинститут, а потом вернётся в родное село. Но Татьяна настояла на своём.
В Белгороде она не только получила желанную профессию, но и встретила свою судьбу. Татьяна тогда жила в общежитии «Фиалка», а он охранял порядок в Черёмушках. Молодого сотрудника милиции пригласили на новогодний праздник в девичье общежитие. Там они и познакомились. Но у Тани в ту пору был жених, и она не представляла себе Михаила в качестве будущего супруга. Однако старшие подруги и работники общежития настоятельно рекомендовали присмотреться к нему: «Не упусти такого парня». И познакомившись поближе, Таня поняла – это её судьба. В августе 1980-го они сыграли свадьбу.
Михаил служил в патрульно-постовой службе городской милиции, Таня работала на различных предприятиях общественного питания. У супругов работа не из лёгких: и физические нагрузки немалые, и ответственность большая. Да и быт не сразу складывался. Татьяна Фёдоровна вспоминает, что пришлось немало помыкаться с двумя детьми и по съёмным квартирам, и по общежитиям, пока не получили небольшую «двушку».
– Но за 19 лет, прожитых вместе, я не могу вспомнить ничего плохого в нашей семейной жизни, – признаётся она. – Я, бывает, поворчу: «Что ты улыбаешься?!». А Миша мне в ответ: «Успокойся». Он всегда был таким – спокойным, уверенным, надёжным. Однажды его привезли со службы совершенно мокрым. Стала расспрашивать, что случилось. А он говорит, что ничего страшного. Уже потом узнала, что муж рисковал жизнью, чтобы спасти тонущего человека.
В тот ноябрьский день Михаил патрулировал свой участок в парке Победы, когда услышал крик о помощи. Было морозно, вода в реке уже покрылась коркой льда. Сбросив полушубок, китель, обувь, он бросился в ледяную воду. Когда вместе с обессилевшей женщиной подплывал к берегу, от холода ноги сводило судорогой, и он боялся, что не доплывёт. За этот подвиг Михаила Ивановича наградили медалью «За спасение утопающих».
Вдовы мирного времени
О Татьяне Фёдоровне Бредихиной я узнала давно, ещё когда работала в милиции, и моим коллегам приходилось отправляться в опасные командировки в горячие точки нашей страны. Она была одной из тех женщин, кто в мирное время потерял самого близкого человека. Их мужья погибли, выполняя служебный долг далеко от дома.
Та командировка на Северный Кавказ для заместителя командира батальона патрульно-постовой службы майора милиции Бредихина была не первой. Он уже побывал в Северной Осетии, а теперь в составе сводного отряда отправился в Чеченскую Республику. 15 ноября 2000 года на пути к блокпосту автобус с сотрудниками милиции подорвался на радиоуправляемом фугасе. Михаил Иванович погиб. Ему было 40 лет.
Женщины всегда предчувствуют беду. Неспокойно было и на душе у Татьяны Фёдоровны. Боялась кому-то рассказать, что накануне приснился страшный сон – похороны, много людей. Проснулась в слезах.
А в тот день с трудом поднялась на работу и удивилась, как внимательны коллеги (она была заведующей производством в столовой кооперативного института) и почему в коридорах вуза мелькает начальник шестого отдела внутренних дел. Но когда заведующая пригласила её в свой кабинет и туда вошли Михаил Костров и заместитель начальника УВД Юрий Хлудеев, сразу, без слов всё поняла и не смогла сдержать отчаянного крика.
Память живёт в сердцах
Так Татьяна Фёдоровна осталась одна с двумя детьми, которых ещё надо было поднимать на ноги, и посвятила себя семье. Ире было 18 лет, Диме – 14. Он очень страдал, постоянно ездил на кладбище на могилу отца.
Городские власти (мэром тогда был Георгий Голиков. – Прим. авт.) выделили семье погибшего трёхкомнатную квартиру, где и сейчас живёт Татьяна Фёдоровна с семьёй дочери. Всегда поддерживали их начальник областного управления внутренних дел Валерий Пучков и начальник городского УВД Владимир Копица.
– Валерий Васильевич – человек слова и дела, – говорит она. – Он никогда не даёт пустых обещаний.
По словам Татьяны Бредихиной, Валерий Пучков до сих пор помогает семье погибшего коллеги.
Татьяна Фёдоровна всю жизнь проработала в общепите города поваром, заведующей производством. Ушла на заслуженный отдых, уже давно перешагнув порог пенсионного возраста, ведь надо было помогать детям. И на цементном заводе, и в кооперативном институте, и в машиностроительном техникуме хорошо ладила с коллективами. Наверное, потому, что человек она ответственный и открытый, не признавала интриг, и если с чем-то не согласна, высказывалась, глядя в глаза.
Дети выросли, получили высшее образование, у них свои семьи. Двухлетний сынишка дочери, Назар, прижимается к бабушкиному плечу – что-то игрушечный танк не едет. Она вмиг поправляет гусеницу — и всё в порядке. Бабушка – на все руки мастер.
Сын пошёл по стопам отца. Михаил Иванович часто брал его с собой на работу, и милицейская служба ему была близка и понятна. Теперь Дмитрий Михайлович уже в звании майора, служит в отделе вневедомственной охраны управления Росгвардии. Вместе с супругой воспитывают двух дочерей. Юлия – тоже майор полиции, сотрудник отделения дознания городского управления внутренних дел.
Их старшая дочь, второклассница Милана, в День Героев Отечества рассказала сверстникам о своём дедушке Михаиле Ивановиче Бредихине, который погиб при выполнении служебного долга и посмертно награждён орденом Мужества. Память в их семье передаётся из поколения в поколение.
Анна БАРАБАНОВА
Фото из архива Татьяны Бредихиной