Сразу можно отметить, что он вообще никогда не сидит на месте. Вечный двигатель, генератор идей, и это к нему применимо, потому что он такой же, как и его любимые детища — картины с изображением машин, агрегатов, деталей и узлов общего назначения, того, что ранее создано руками инженеров и умельцев и названо нашим золотым механическим началом ХХ века. Тронутое временем, оно застыло на полотнах Фёдора и обрело вторую жизнь. На открытии выставки Помелов по-доброму, открыто и честно рассказывал о своей жизни и творчестве.
О себе и учёбе
— Сам я из Протвино. Это небольшой подмосковный городок. Прожил я там всю свою жизнь. Сейчас мне 47 лет. В детстве я очень не любил учиться в общеобразовательной школе. Мне было там скучно, учился плохо, не нравились предметы и учителя, которые заставляли что-то делать. Всё это было не для меня.
С четвёртого раза с трудом я поступил в Московское академическое художественное училище памяти 1905 года на отделение живописи. Было трудно поступить, но как же легко было учиться! В 2001 я его окончил.
В Суриковский институт, куда я пошёл после училища, я тоже с трудом поступил, правда, как и положено, на бюджет. После второго курса решил пойти в мастерскую к живописцу Татьяне Григорьевне Назаренко. Обучаясь у талантливого художника, имеющего свой взгляд на художественные процессы, происходящие в искусстве на тот период, у меня выработалась и своя методика, и свой путь. Где черпал вдохновение? В её работах, также с детства ходил на выставки, но с трудом воспринимал эти залы и музеи. Запомнилось, что большое впечатление произвели работы Сальвадора Дали.
В институте я отучился, в 2008 закончил его. За два года стал членом Московского Союза художников, а затем сразу членом Союза художников России.
О родителях
— Мои родители познакомились в Ростовском художественном училище, потом приехали вместе в Строгановку, поженились. По распределению попали в Протвино — наукоград, город физиков. В нём проживало до 40 тысяч человек и было много профессиональных художников.
Здесь родился в 1974 году я. Родители были монументалистами. Мама — художник-керамист, работает в технике масло и акварель по керамике. Многое время занималась мозаикой, огромными
керамическими объектами и монументами зданий. У неё своя ниша в живописи, свой авторский стиль.
Отец, Валентин Гаврилович Помелов, был человек импульсивный, мастер, свободный от правил и условностей, создавший свой образный мир. Он не умел, да и не хотел «работать локтями», прогибаться перед кем-либо. Его жизнь закончилась в 1999 году. Его творчество относили к формализму, поэтому он не стал членом Союза художников. Он, конечно, переживал, но не изменял своему гордо выбранному пути. Считается, что в творческом плане я похож на своего отца — воспринял его творческую энергию и отчасти стилистическую манеру.
О первой картине и продолжении в творчестве
— «Старый хлам» — так называется мой первый натюрморт. Это когда я в мастерской решил выбросить старые утюги, телефоны, фотоувеличитель и много разной отработанной техники. Думал, напишу натюрморт из этих предметов, а потом стало жалко их выбрасывать. Так была написана первая работа с натуры как воспоминание о хламе, хранящемся в мастерской.
В дальнейшем таких суровых натюрмортов появилось много: «Французская швейная машинка», «Эхо войны», «Шанцевые инструменты», «Марийская утварь» и другие. Совместно с Иннесой Помеловой в 2016 году из-под рук художника неожиданно вышли «Декоративные тарелки «Шахматы», кружка «Двуликий Янус». Так Помелов примкнул в искусстве к своему единомышленнику — маме, коллеге, вдохновителю. Впечатление о выставке «Пахарь» от автора
Название тоже принадлежит Иннесе. В Белгород мать и сын приехали в творческом тандеме. Привезли тридцать работ. Это произведения в технике масло на холсте, смешанные кистью или мастихином, написанные на летних и зимних пленэрах.
Честно скажу, что приезд Фёдора Помелова я (автор Е. Х.) ждала целых два года. Пандемия мешала. Фёдор ведёт очень активную деятельность в социальной сети, поэтому те, кто и интересуется его работами, не без труда могут увидеть их и изучить его очередной вернисаж.
Живопись художника не похожа на то, что мы привыкли видеть. Цикл его работ «Машинерия» потрясает даже милых нежных особ, привыкших смотреть на берёзки, бабочки и цветочки. Со временем эмоциональная пейзажная лирика, с которой начинал своё творчество Фёдор, уступила место ретрофутуризму. Внимание живописца стали привлекать старые отработанные металлические конструкции тракторов, элеваторов, асфальтовых заводов, уже отжившие свой век. На выставке в Белгороде, к сожалению, не представлены картины: «Старое зернохранилище», «Мираж 21 век» — а это как раз фантазийная музыкальная трубная симфония. Кстати, такой старый элеватор для просеивания зерна сохранился в памяти моего детства. И рядом с моим домом он действительно был живым, скрипящим, суровым. Оживает в моей памяти, когда смотрю на полотно художника. Что мы можем ещё увидеть на выставке в «Родине»: «Трактор Владимирец», «Асфальтовый завод в Сычёвке».
Почему такое многообразие тракторов? Со временем особо стали притягивать Фёдора железные кони, установленные на постаменте. Вроде старый и уже забытый агрегат выставлен на всеобщее обозрение как память, а такая коллекция изображений имеет место быть в его художественном арсенале:
«Трактор-ветеран из Торьяла», «Трактор-ветеран из Курска», но, наверное, самый известный «Чёрный трактор из Белгорода», который стоит возле краеведческого музея. Мы поискали в архиве «Нашего Белгорода» и нашли фотографии Бориса Ечина, на которых запечатлён Помелов два года назад в своём художественном процессе.
О портретах
На выставке — три автопортрета художника. Совершенно разные, но написаны практически в одно время.
— Это пандемия тому виной, — улыбается Фёдор, — не выходил из дома, мог посвятить время себе, своему изображению. Ранее исследовательской манерой я стал переходить к характерной портретной живописи.
«Серпуховский художник Вячеслав Гуляев», «Хирург из Калязина В. Галкин». Это есть на белгородской выставке. А в каталогах можно увидеть его капитальные работы «Монах Паисий», «Художник В. Миронов», «Монах», «Художник А. Гораздин».
На вопрос: почему у него так мало женских портретов, Помелов отвечает:
— Портреты есть. Но мало. Например, в Белгород приехали два — «Катя» и «Иннеса Помелова». Но с женщинами гораздо сложнее и приходится приукрашивать, а я люблю писать реалистично, правдиво.
Я посмотрела каталог работ Фёдора 2017 года — там есть прекрасные «Художница Джемма», «Настя из В. Волочка» и другие.
Выставку можно посмотреть до 28 февраля.
Член Союза художников
Григорий НОВИКОВ
(Белгород):
— Здесь представлено большинство ярких работ Фёдора, кажется, что они смотрятся недостаточно современно, но эти описания заставляют посмотреть на окружающий мир под другим углом. С Фёдором мы работали на нескольких пленэрах и в общем проводили много времени вместе за работой или беседой, часто до трёх часов ночи. Фёдор много путешествовал и в его работах проявляется его интеллектуальная насмотренность, работы насыщены информативно и оцениваются как произведения достойного музейного качества.
Координатор проектов арт-резиденции «Арта»
Владимир ПАКУЛИН:
— Первое впечатление: это та живопись, которая мне нравится, Фёдору удаётся настолько передать эстетику, чтобы она впечатлила и чтобы захотелось взять и повесить это у себя дома, это надо суметь. Нужно иметь хорошее художественное образование, особый взгляд на мир. Его работы в стиле панк меня цепляют, этот художник видит красивое там, где другие видят просто заброшенное место.
Учащаяся медколледжа
Александра САМОФАТОВА:
— На выставке мне понравилась обыкновенность вещей, как изображены, например, ржавые конструкции. Это так необычно. Мне понравилась встреча с художником, интересно было послушать его историю про Францию. Приятно знать, что ему понравилось у нас в Белгороде и что он любит писать наши пейзажи.
Беседовала Елена ХОВХУН
ФОТО БОРИСА ЕЧИНА