Мы в небе растим патриотов

Мне не раз приходилось подниматься на борт самолёта с этими удивительными людьми. И каждый раз я удивлялся, как спокойно и уверенно они запускают двигатель, выруливают на взлётную полосу, после чего самолёт разбегается и взмывает над аэродромом.

Мы в небе растим патриотов

Давно я знаю этих людей — специалистов-инструкторов авиаспортивного клуба регионального отделения ДОСААФ России Белгородской области. Это Виктор Бобыренко и Алексей Никифоров.
Так получилось, что наиболее тесные контакты в период работы в ДОСААФ я поддерживал с Ярославом Миронюком, капитаном в отставке, в недалёком прошлом техником боевого звена вертолётов МИ-8, специалистом-инструктором военно-патриотического авиационного клуба «Крылья Белгородчины». Человек он общительный, открытый, доброжелательный, а главное — любит свою работу и много сделал для развития клуба.

Родился Ярослав в 1954 году в селе Хутор-Будилов Ивано-Франковской области. Его отец, Дмитрий Николаевич Миронюк, был рабочим мебельного комбината. Мама, Прасковья Николаевна, трудилась на той же фабрике.

В семье подрастали ещё два ребёнка. Пять человек в семье, и в ней всегда царили любовь, дружба и взаимоуважение. В 1962 году Ярослав пошёл в сельскую восьмилетнюю школу. Поначалу учился без особого старания, но с шестого класса безо всякого давления со стороны родителей подтянул знания по математике и физике. Что же случилось с парнем? Оказалось, всё очень просто. В их класс пришёл новый ученик Ивась Бережной. Он мечтал после окончания школы поступить в училище, чтобы стать лётчиком, поэтому старательно изучал точные науки. Мало того, он постоянно брал в школьной и сельской библиотеках литературу, связанную с авиацией.

Вот и потянулся за ним Ярослав. Тоже стал читать тематические книги и даже записался в авиамодельный кружок Домапионеров, находящийся в шести километрах от их села. Туда он добирался автобусом, но лишь в те дни, когда не приходилось выгонять на пастбище корову. Вот и крутился Ярослав: школа, хозяйство, кружок. Да и другие дела приходилось выполнять, ведь он старший среди сыновей. Так юноша выработал прекрасное качество — не оставлять на завтра то, что можно сделать сегодня, и всё доводить до логического конца.

Восьмой класс мальчик закончил с приличными оценками. Но чтобы приблизить свою мечту и поступить в лётное училище, требовалось среднее образование. Он пошёл за советом в военкомат. Так и заявил: «Хочу стать лётчиком!».

Юноше сказали, что во Львове есть хороший аэроклуб, где можно получить знания, которые пригодятся при поступлении в лётное училище. Заодно порекомендовали пойти в местное профессиональнотехническое училище.

Во Львове молодой человек поступил в ПТУ. Через три года получил диплом, хорошую рабочую специальность и был направлен на работу в строительно-монтажное управление. Там Ярослав старательно трудился и получил поощрение от руководства управления, но ему очень и очень хотелось летать.

Пришлось уволиться и отправиться в Винницу, где, как ему сказали, был хороший авиаспортивный клуб. За полтора года прошёл теоретическую и лётную подготовку. В дневное время трудился на производстве, а в свободное — занимался в клубе. Сегодня Миронюк с восторгом вспоминает те счастливые дни.

В 1975 году Ярослав получил повестку: пришло время служить Отчизне. В военкомате он сразу заявил, что хочет пройти службу в авиации и уже имеет навыки в этом деле. Так молодой человек поступил в Харьковское первое военное авиационно-техническое училище на отделение вертолётных двигателей. Три года напряжённой учёбы — и вот он выпускник, подающий надежды лейтенант.

Для прохождения дальнейшей военной службы его направили в город Шимановск Амурской области в качестве бортового техника вертолёта МИ-24. В скором времени Миронюк получил очередное воинское звание — старшего лейтенанта.

В 1984 году Ярослав поступил на заочное отделение Благовещенского педагогического института на факультет физической культуры и спорта. К этому времени он уже являлся техником вертолётного звена.

1985 год. Обстановка в Афганистане оставалась очень напряжённой. Вертолётную воинскую часть, где служил Миронюк, перебрасывают в Афганистан. На новом месте молодой человек становится офицером по информационно-справочному обеспечению полка. Это была очень сложная и ответственная работа. Надо было совместно с представителями штаба полка заниматься вопросами по выявлению и уничтожению противника, взаимодействуя при этом с другими подразделениями Советской армии, одновременно готовились плацдармы для наступления. Было много и других вопросов, которые требовали оперативных решений.

Борьба с моджахедами выдалась жестокой и бескомпромиссной. Потери были как с нашей стороны, так и со стороны противника. Используя американские «Стингеры», моджахеды сбивали наши вертолёты и самолёты.

В начале ноября 1985 года в полк Ярослава пришла большая беда: погиб старший лётчик — старший лейтенант Сергей Штинников, перспективный пилот и замечательный человек. В течение нескольких месяцев он был командиром Миронюка, и очень помог ему в освоении вертолёта.

Приходилось проводить спецоперации по ликвидации так называемых «караванов», перевозивших оружие и наркотики. Эти запрещённые грузы упаковывались в огромные тюки с товарами, которые якобы переправлялись в Афганистан для продажи. Такие караваны, как правило, состояли из семи-десяти верблюдов, нагруженных такими тюками. Их сопровождали вооружённые погонщики и продавцы товаров.

И вот, когда в полк поступала информация об очередном караване с запрещёнными грузами, вертолёт со спецназом на борту вылетал на перехват. По-разному складывались действия по обнаружению и изъятию подобных грузов. В отдельных случаях караваны просто уничтожались огнём с воздуха.

Много всякого случалось в то неспокойное время. Но отважно сражались наши ребята, отстаивая неприкосновенность страны на южных рубежах. За боевые заслуги капитан Миронюк Ярослав Дмитриевич награждён орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» третьей степени.

В 1994 году офицер ушёл в запас и переехал на жительство в Белгород. Его пригласили работать в региональное отделение ДОСААФ. Там на базе авиаспортивного клуба был создан военно-патриотический клуб «Крылья Белгородчины» для подготовки молодёжи к службе в Вооружённых Силах СССР. Готовили юных парашютистов. В 2005 году Миронюк был назначен руководителем «Крыльев».

Сегодня в Белгородской области это один из наиболее успешных военно-патриотических клубов, через который с 2005 года прошло более пятисот парашютистов. В 2009 на базе средней школы №33 открылись четыре кадетских класса лётного направления. Школьники с большим желанием и интересом стремятся туда попасть.

Региональное отделение ДОСААФ проводит интенсивную подготовку молодёжи к службе в Вооружённых Силах России. Основное внимание обращается на спортивную подготовку, выработку выносливости, выдержки и упорства. Конечно, важное место занимает парашютная подготовка.

С 2009 года в летний период функционирует «профильный авиационный военно-патриотический лагерь», где кадеты могут попробовать себя в качестве пилотов на планерах. Правда, для этого приходится выезжать в Орёл, так как у нас нет своей лётной базы.

Надеемся, что и на нашей базе авиаспортивного клуба возобновится работа планерного звена, как было в прежние годы.

Виталий ЗУБКОВ
ФОТО ИЗ АРХИВА ЯРОСЛАВА МИРОНЮКА

Exit mobile version