Воплощённая в музыке жизнь

Детская музыкальная школа №1 была основана в 1946 году. Недавно учреждение отметило 75-й день рождения.

Воплощённая в музыке жизнь

Школьная история
Началось всё через полгода после завершения Великой Отечественной войны, в январе 1946 года. Тогда до настоящей школы было ещё далеко. В старом Доме пионеров на улице Ленина было выделено двухкомнатное помещение площадью в 62 квадратных метра. Совсем немного, однако уже в том учебном году в школу пришли учиться дети по фортепиано, народным и струнносмычковым инструментам.
Школа расширялась. Сначала — переезд в одноэтажный дом неподалёку от остановки «Заря». Потом занятия в здании на Преображенской. Затем школа дислоцировалась в помещение напротив универмага «Белгород» и ещё долгое время находилась там. А сейчас, уже почти двадцать лет, ДМШ № 1 располагается по адресу: ул. Чапаева, 22.
За десятилетия существования заведения в школе сменялись руководители и произошло немало изменений. Постепенно появлялись оркестры, хоры, дополнительные отделения. Сейчас их
больше, чем за всё время существования учреждения: отделения фортепиано, народных инструментов, струнно-смычковых инструментов, духовых  и ударных инструментов, вокал и хор, классы фольклора, композиции и хореографии, оркестры, музыкальный английский язык, раннее эстетическое развитие детей. Сегодня музыкальное искусство постигают 892 учащихся.
От рядового педагога до директора
В 2010 году на пост директора пришёл Александр Анатольевич Голев. Точнее, он уже работал здесь с 1996-го, но как педагог.
— Сначала провёл анализ всего учреждения: и материально-технической базы, и состава преподавателей, и научно-методического комплекса. Стало ясно, что база устарела, в первую очередь это касалось музыкальных инструментов.

Какие-то использовались ещё с послевоенного времени, какие-то приобретались в течение следующих лет. Однако, начиная с девяностых, пополнения инструментария не было, — рассказывает директор.
На плечи руководителя легло сразу несколько первоочередных задач: пополнить арсенал музыкальных инструментов, обновить нотную литературу, развивать внутреннюю образовательную инфраструктуру.
Сейчас программа учреждения уникальна и насчитывает немало ярких особенностей. Оркестры и хоровые коллективы — гордость учреждения. По словам Александра Анатольевича, именно коллективное музицирование даёт наибольшие плоды в музыкальном совершенствовании.
— У меня была мечта создать симфонический оркестр. Для воплощения идеитребовались финансы, преподаватели единомышленники, качественные музыкальные инструменты и, конечно, костяк талантливых детей. И вот, с 2019 года в нашей школе зародился такой оркестр.
Это было знаковое событие, — говорит
Александр Анатольевич.
На этом развитие коллективной музыкальной работы не остановилось. Уже через год вместе с управлением культуры при поддержке администрации города коллектив школы реализовал проект сводного детского симфонического оркестра. Замысел в том, что к базе местного коллектива присоединяются лучшие учащиеся других школ. Так был организован большой детский сводный
симфонический оркестр — сложная профессиональная форма коллективного музицирования.
Классы и преподаватели
Сегодня здесь трудятся 86 преподавателей, большая часть из которых — выпускники школы. Практически каждый педагог имеет квалификационные категории, многим присвоено звание «Заслуженный работник культуры РФ». Помимо этого, некоторые члены коллектива награждены почётными грамотами и знаками отличия Министерства культуры.
Одним из приоритетных направлений является класс композиции — уникальная  программа школы. Здесь учат писать собственные музыкальные произведения. Преподаватели выбирают детей, склонных к сочинительству, и развивают в них этот талант.
В 2011 году по инициативе школы создан Международный конкурс юных композиторов «Этот удивительный мир».
— Сочинения юных композиторов прежде не были нигде представлены. И то, с какими эмоциями, с каким душевным вкладом дети показывали свои творения, — уникально, правдиво и феноменально, — с восторгом говорит директор.
Помимо этого, одной из особенностей школы являются преподавательские коллективы.
— Преподаватели — люди творческие. Но выполняя педагогическую работу, концертной деятельностью занимаются не все. А играть всё-таки хочется. Так у нас было принято решение о создании инструментальных ансамблей и вокальнохоровых коллективов среди учителей, — объясняет Александр Анатольевич.
Педагоги успешно участвуют в концертных мероприятиях города. Из недавних событий, где выступал взрослый состав школы, стоит отметить фестивали «Белгородское лето» и «Белгород в
цвету», «Новогодняя ярмарка». Выступления на концертных площадках помогают зарядиться энергией и выразить творческое мастерство наставников.
Для каждого музыканта необходима и ежедневная проработка навыков. Тогда он будет держать себя в профессиональной форме.
Без купюр и сомнений
У самого Александра Анатольевича, конечно, тоже есть высшее музыкальное образование. Директор окончил белгородское музыкальное училище, Харьковскую консерваторию, Воронежскую академию искусств. Однажды, когда он работал артистом оркестра народных инструментов, к исполнителю обратились с предложением о работе: детской музыкальной школе нужен учитель игры на балалайке. Так в 1996 году Александр стал преподавателем народных инструментов.
Спустя почти пятнадцать лет Голев взял на себя важную административную роль.
— Я был удивлён предложением возглавить учреждение. Это ведь очень ответственная работа, размышлял я. Преподавание было важнейшей стороной моей жизни, ведь высшая награда для педагога — видеть успехи его учеников.
И в момент принятия решения о вступлении в должность я ни на минуту не сомневался, что эта деятельность останется при мне, — вспоминает руководитель учреждения.

Безусловно, в работе директора важна хозяйственная часть: содержание здания, зарплаты преподавателям, оплата коммунальных услуг и прочее. Но на первом месте остаётся учебный процесс, все элементы которого контролирует управленец. То есть педагогическая работа в любом случае присутствует в жизни директора.
— Сегодня директором может быть любой менеджер. Но я считаю, что образовательным учреждением должен руководить педагог, который знает всю систему работы изнутри.
Учебный процесс и инновации

Есть в учреждении и место инновациям, которые становятся неотъемлемой частью учебного процесса. Новое мультимедийное оборудование, цифровые классы, работа в музыкальных компьютерных программах, современные музыкальные направления — всё это сегодня востребовано и нужно. Пандемия тоже принесла свои новшества: появилась возможность дистанционного обучения.
Как рассказывает директор, даже некоторые оркестры небезуспешно репетируют свои концерты с помощью видеоконференций.

Теория и практика
В любой сфере дети зачастую с трудом принимают теоретические стороны обучения. На музыкальной стезе это касается преимущественно сольфеджио. Как в ДМШ № 1 решают подобные проблемы?
— Для занятий музыкой нужны усидчивость и целеустремлённость. Если этих качеств нет, ребёнка приобщить к занятиям тяжело. Но чтобы ребята полюбили теорию, эти предметы должны быть интересны — нужно найти способ заинтересовать. Я по себе помню: скучные предметы не запоминаются. Поэтому у нас обучение стремится к поиску индивидуальных подходов к каждому ученику, — поясняет Александр Анатольевич.
Многие дети стремятся попасть в эту школу. Прежде всего, необходимо пройти
конкурс. Вступительные экзамены принимает комиссия. Специалисты проверяют чувство ритма, слух, эмоциональность и ощущение интонации ребёнка, а также навыки игры на инструментах, если «абитуриент» уже знаком с музыкальным инструментом.
При поступлении школа учитывает мнение каждого родителя и ребёнка.
Наболевшие вопросы
Прежде всего, это отсутствие концертного зала. Директор подчёркивает важность обновления парка инструментов. Эти пункты входят в список задач на ближайшие перспективы. Также школа планирует создание электронной нотной библиотеки и проведение капитального ремонта здания, пополнение кадров.
Мария ЛЕБЕДЕВА
ФОТО АВТОРА