Знакомьтесь, Виталий Белокопытов, заместитель начальника поисково-спасательного отряда Белгорода.
Наш город под защитой этого подразделения почти четверть века. А за плечами Виталия Александровича — 16 лет работы. Начинал с водно-спасательной станции, там научился быстро принимать решения и брать на себя ответственность за чью-то жизнь. Его деловые качества не остались незамеченными, и руководство предложило молодому сотруднику перейти в отряд.
Стать спасателем непросто. В нашем городе специалистов этого профиля готовят в учебном пункте при региональном управлении МЧС и в колледже имени Героя России Владимира Бурцева. После курса подготовки — обязательная аттестация. В ней четыре этапа, в зависимости от прохождения которых кандидат на службу получает квалификацию — спасатель первого, второго, третьего или четвертого класса.
Виталий Александрович — профессионал наивысшего, первого класса, который присваивается сотрудникам с высшим образованием, владеющим несколькими специальностями. И это о нём. Сварочное производство он изучал в техническом лицее, юриспруденцию — в Университете дружбы народов, в БелГУ получил специальность биолога-охотоведа и эколога. К тому же Белокопытов владеет профессией столяра-станочника, водит автомобиль и имеет третий разряд по парашютному спорту. Одним словом, он полностью соответствует всем нормативам аттестации спасателя.
Важная составляющая для человека его профессии — отличная физическая подготовка. И главные требования здесь — скорость, сила и выносливость. Без них не спасти человека в ледяной воде, не извлечь из покорёженного автомобиля или из-под рухнувшего здания. Жизнь каждый день проверяет спасателей на прочность.
30 сентября этого года, ближе к полуночи, диспетчер приняла сообщение от очевидца, что в районе села Дорогобужино, где река Разумная, он слышал крик о помощи. На место ЧП немедленно выехала дежурная смена спасателей — Дмитрий Сбитнев, Андрей Мацегора и Виталий Белокопытов.
Чтобы спасти человека, попавшего в беду, важна каждая минута, поэтому действия команды отработаны до мелочей. Водитель выбирает кратчайший путь, а экипаж ещё в дороге продумывает, как будет действовать. Белокопытов как старший группы дал команду подготовить резиновую лодку, страховочную веревку и длинный шест. И вот они на месте.
…Где-то вдали слышался слабый голос. После проведения разведки плавсредство спустили в русло реки. Но она больше напоминала топкое болото, потому что воду в водохранилище спустили. Белокопытов и Сбитнев сели в лодку, оставив Мацегору для страховки на берегу.
Это было гиблое место в районе старой разрушенной дамбы: топь, водоросли, куски арматуры, которые могли в любой момент повредить лодку. Продвигались буквально по сантиметрам с помощью шеста. Ситуацию осложняли густой туман и зловонный смрад.
Виталий Александрович вспоминает:
— Когда страховочная верёвка закончилась, решили продолжать движение без неё. Семь потов сошло, пока добрались до пострадавшего, который уже не подавал признаков жизни. Перенесли его в свою лодку, очистили дыхательные пути — и в обратный путь. Температура воздуха в тот день была +5, вода ещё холоднее. Но душу грело, что человек жив.
Андрей Мацегора, оставшийся на берегу, помогал товарищам, подавая световые сигналы. И вот они добрались до места. А чтобы доставить пострадавшего к скорой, автомобиль которой не смог близко подъехать, им пришлось метров триста нести мужчину. Босиком, обувь они сняли ещё до начала спасательной операции, ведь в ней не выплыть.
— Каждую шишку до сих пор помню, — смеётся Виталий Александрович.
Тогда все участники операции получили благодарность от руководства, а позже были удостоены медалей «За спасение погибающих на водах», но главная награда для них то, что мужчина, отец троих сыновей, остался жив. Он когда-то удачно рыбачил в том месте, но на этот раз из-за спуска воды лодка получила повреждение, и человек чуть не погиб.
Приходится спасателям участвовать и в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий. Одно из них недавно произошло на так называемом «умном» перекрестке, на пересечении улиц Губкина и Красноармейской. Водитель иномарки врезался в опору освещения. Кузов автомобиля так деформировался, что мужчина оказался зажат в кабине. У него были множественные переломы, и спасателям пришлось приложить все свои знания и умения, чтобы вызволить его из плена искорёженного металла.
— Такую операцию по уровню нагрузки можно сравнить с забегом на 3-5 километров, — признается Виталий Александрович. И продолжает: — Работа спасателя — это командная работа, от наших слаженных действий зависит жизнь людей. А ещё она закаляет характер, учит быстро принимать решения, потому что одинаковых ситуаций в нашей работе не бывает.
Мы как поисково-спасательное формирование полностью готовы решать поставленные задачи. У нас есть внедорожные автомобили, оснащённые аварийно-спасательным оборудованием. А теперь, благодаря поддержке администрации города, у есть и КамАЗ-вездеход, предназначенный для ликвидации последствий разрушений и завалов. И мы в любой момент готовы прийти на помощь жителям города.
Анна Барабанова
Фото Бориса Ечина