Белгородские педагоги приняли участие во Всероссийском форуме классных руководителей

В Москве на форуме были представлены педагоги из нашей области. Участники форума обсудили самые актуальные вопросы современной школы, смогли познакомиться с опытом друг друга, пообщаться с известными людьми, встретиться с министром просвещения России Сергеем Кравцовым. Итогом работы стал меморандум, в котором воспитание личности отмечено как приоритетная задача государственной политики в России. Рассказываем о белгородцах - участниках форума классных руководителей.

Белгородские педагоги приняли участие во Всероссийском форуме классных руководителей

Искусство быть наставником

Когда пишешь об учителе, да не просто об учителе, а о человеке, работа которого стала для него призванием, в основу повествования хочется положить какую-то красивую историю.

Например, о детской мечте стать педагогом. А вот Юлия Белкина с детства хотела стать врачом. Она заканчивала школу в Приднестровье, когда там разгорался военный конфликт (отец был военным), а поступать поехала в Кишинёв. Стать студенткой медицинского вуза помешало неважное знание молдавского. Вернувшись домой, зашла в школу к классному руководителю. Та и предложила поработать в школе лаборантом, через некоторое время недавняя выпускница стала замещать учителя. Понравилось. И переехав в Белгород, уже осознанно пошла учиться на педагога. Вот такая история. Нетипичная? Но ведь в любой сказке важен счастливый финал. А здесь он получился.

— Поступала ещё в пединститут, а диплом получила уже университетский, — рассказывает Юлия Юрьевна. — Стала учителем географии. Но на курсе нас было примерно пятьдесят человек, а в школу пошли работать пять-шесть.

Белкина работала в детском доме в Разумном, потом в лицее милиции, долгое время преподавала в девятом лицее, а с первого сентября этого года является заместителем директора двадцать девятой школы Белгорода.

Принять участие в форуме классных руководителей планировала ещё до того, как перешла на административную работу. Тем более что отбор начался загодя. Всего было подано около 21 тысячи заявок со всех уголков страны.

— Никто меня не уговаривал, не заставлял участвовать, — говорит она, — но попасть на форум  для меня было делом чести.

Время на форуме для неё пролетело незаметно. Там, по мнению Юлии Юрьевны, было много интересного, есть чем поделиться с коллегами. К примеру, участникам форума демонстрировали «тренажёр» для классного руководителя, который моделировал разные ситуации, помогал разбираться с  каверзными вопросами, на которые часто приходится отвечать классным руководителям. Теперь надеется, что ей удастся рассказать обо всём увиденном в Москве не только в своей школе, но и поделиться с педагогами области.

Впрочем, самое ценное, по её мнению, это общение с коллегами.

— Представляете,- рассказывает она, — делится опытом с нами учитель из отдалённого села на Чукотке: «У нас в школе семь учеников и мы разрабатываем проекты», причём это серьёзные фундаментальные проекты, интересные на всероссийском уровне! И понимаешь, что если учитель горит, то неважно, в какой школе он работает, результаты будут.

Долгое время отношение к школе было как к сфере услуг, считает педагог. И лишь в последнее время стало приходить понимание того, что во главу угла надо поставить образовательный процесс. Что касается классного руководителя, то он должен жить своим классом, знать о ребятах все их боли, чаяния, радости, удачи и неудачи.

— Я много лет была классным руководителем, — рассказывает Юлия Юрьевна, — и в пятом классе говорила родителям, что через пару лет начнётся такой возраст, когда ваши сыновья и дочери перестанут делиться с вами,  и большое счастье, если у них будет такой классный руководитель, который сможет стать другом для детей. А когда ребята уходят в одиннадцатом классе из школы — это просто трагедия, они тебя не забывают, мы поддерживаем отношения, но расставание очень тяжело переживаешь, ведь до этого мы были вместе шесть лет.

Большой  повод для  гордости учителя — конкурс «Большая перемена», в нём приняли участие сразу восемь её подопечных.   Причём по условиям конкурса ребята должны были сами выбирать себе наставника. И к ней обратились не только её воспитанники из девятого лицея, но и школьники из других образовательных учреждений города. Четверо из них стали победителями.

— Когда они звонили мне из «Артека», где проходил финал, и рассказывали о своих победах, это была лучшая пятница в моей жизни, — не может скрыть улыбку Юлия Юрьевна,. — Это мне прибавило, наверно, десять лет жизни.

В работе Юлия Юрьевна руководствуется некоторыми принципами, которые  постараемся кратко изложить в завершение этой небольшой зарисовки об учителе. Главное -идти на работу с удовольствием, и тогда вместе с детьми растёшь и молодеешь вместе с ними. А слово «наставник», считает она, наиболее подходит к учителю, который сегодня должен быть мобильным, толерантным, коммуникабельным и готовым в любой момент подставить своё плечо. Таковы требования времени и, кстати, проведение форумов, подобных тому, на котором собирались классные руководители, вполне ложится в эту канву. И тогда получишь отдачу, которую ждут все — родители, школа, государство, тогда получится идеальный выпускник, идеальный гражданин своей Родины.

Счастье педагога

Для Юлии Симаковой любовь к школе началась в детстве. Она родилась в Белгороде, с золотой медалью окончила среднюю школу № 35. Годы учёбы вспоминает с благодарностью. Тогда и решила стать учителем.

— Успевала везде, — вспоминает она, — спорт, бальные танцы, редколлегия, общественная деятельность, организовала школьный журнал, до сих пор собираю своих одноклассников на встречи выпускников.

Первое образование получила в Белгородском государственном педагогическом университете им. М.С. Ольминского. Работала учителем математики, информатики. Закончила магистратуру Московского педагогического государственного университета по направлению «Электронные образовательные технологии». Сейчас работает учителем математики в двадцать второй белгородской гимназии, классный руководитель (или «классная мама», как говорят её дети) пятого «В» класса.

— Что такое классный руководитель? Это звонки в два часа ночи, радости побед, слёзы огорчений, мудрые решения конфликтов, творческие поиски и яркие идеи, — говорит Юлия Борисовна и вспоминает яркие моменты своей педагогической деятельности.

Вот некоторые из них. Новый восьмой класс. Скромный Виталий, троечник по математике. А ведь в нём спрятан талант художника. Присмотрелась, понаблюдала, поработали. Мальчик поднялся в учёбе, выполнил исследовательскую работу по построению сечений и решению позиционных задач, освоил 3D-моделирование. Виталий получил диплом архитектора, принимал участие во многих архитектурных проектах. Сейчас имеет свой патент на производство и свою творческую мастерскую. А всё начиналось с геометрии… Одиннадцатиклассница Татьяна мучилась с выбором профессии. На уроке решали практико-ориентированную задачу из сборника ЕГЭ, где она мастерски разобралась с оптимизацией расходов, рассчитала все затраты. Для учителя стало очевидно — «инженер-сметчик». И действительно, Таня пошла по этому направлению в обучении, уже работает.  Арину — студентку мехмата МГУ — учительница называет «моя звёздочка». Индивидуальный маршрут обучения дал ей возможность развить свои способности и приобрести необходимые знания, стать победителем отраслевой олимпиады Росатома. Таких историй много у каждого опытного учителя, уверен педагог, из них складывается их счастье.

Минувшим летом Юлия Борисовна прошла сложный отбор и попала на форум классных руководителей. О том, что увидела там, о чём говорила с коллегами из разных уголков страны, до сих пор вспоминает с восторгом.

— Мы обсуждали проблемные вопросы из жизни классного руководителя, решали педагогические задачи, обменивались опытом, — рассказывает она. — Получилось целое практическое руководство классного руководителя! Встретившись на форуме, обменялись  знаниями, практическим опытом. Территориальные границы участников просто растворились в общей душевной атмосфере. Вызывали восхищение группы из Казани, Чечни, с национальными флагами, одеждой. Интересны были предложения учителей по организации жизнедеятельности классов в школах.

Среди главных тем, прозвучавших на форуме, по её мнению, тема воспитания, которая прошла красной линией по всем её дискуссиям. Много говорили об организации труда учителя, освобождении его от бумаг, рассматривали вопросы помощи в организации мероприятий,  взаимодействие с родителями.

— Конечно, узнали много нового, познакомились, договорились о совместных мероприятиях, проектах, которыми делимся с коллегами, — говорит Юлия Симакова. — Форум открыл новый вектор развития. Хотелось бы, чтобы не только учителя понимали, что «все лучшее — детям», ведь за ними наше будущее!